Просто форум - йога, философия, эзотерика...

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Просто форум - йога, философия, эзотерика... » В поисках истины » Теория и практика сатсангов


Теория и практика сатсангов

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Антон Петров

http://img-fotki.yandex.ru/get/9089/51183015.c/0_b33c3_765f0186_L.jpg

Во всех традициях в разное время появлялись личности, собиравшие вокруг себя людей и помогавшие им продвигаться к духовным высотам. Таких учителей жизни в истории человечества было много. В наше время тоже есть те, кто проводит беседы о жизни с приходящими к ним и задающими вопросы.

Что такое «сатсанг»? В Википедии сказано, что в переводе с санскрита это слово означает буквально «собрание истины», sat это истина, sanga — собрание. Также там даются три значения термина «сатсанг»: «1. высшее истинное сообщество, сообщество высшей истины; 2. общение с гуру; 3. собрание людей вокруг просветленного человека, с целью услышать истину, говорить о ней и усваивать её». В принципе, сатсанги проводились во все времена — от Платона с Аристотелем, Будды Гаутамы и Иисуса Христа до наших дней. Христианские пророки и святые, буддийские бодхисаттвы, индуистские гуру, арабские дервиши — во всех традициях в разное время появлялись личности, собиравшие вокруг себя последователей и помогавшие этим последователям продвигаться к духовным высотам.

Таких людей в истории человечества было много, и они были очень разные. Из сравнительно недавно живших на ум первыми приходят, например, Сатья Саи Баба, Георгий Гурджиев, Лев Толстой, Иоанн Кронштадтский, Ошо Раджниш. Они говорили и учили по-разному и о разном, но так или иначе сходились в одном — целью их разговоров было Освобождение Человечества от страданий и конечное счастье всех людей. И многие люди, входившие в контакт с этими учителями, действительно достигали освобождения и счастья.

В наше время тоже есть множество учителей, проводящих беседы о жизни с людьми, которые приходят, потому что не могут жить так, как прежде, или просто потому что их что-то волнует, и у них есть некие вопросы, на которые они не в силах ответить самостоятельно. Приходят послушать, задать эти вопросы, получить на них ответы или конкретные советы и рекомендации, просто посидеть рядом с человеком, от которого исходит энергия, или, как многие склонны определять - «Свет». Из наиболее ярких работающих сейчас в мире учителей, которые проводят сатсанги, можно выделить немца Экхарта Толле, автора книги «Сила момента сейчас», уроженца Ямайки по прозвищу Муджи, который является продолжателем индийской традиции адвайта-веданты, индуса Шри Бхагавана Кальки, основателя университета «Единство». Скажем несколько слов о каждом из них.

Экхарт Толле выглядит наиболее «цивилизованно» из перечисленных. Он ближе обычным средним европейцам — как по ментальности, так и по внешнему антуражу проводимых им встреч. Называет он эти встречи «медитациями», хотя по сути это не что иное, как классические сатсанги, хотя и без малейшего привкуса какого-либо сектанства и «гуризма». Встречи происходят в довольно больших залах, иногда на стадионах. Сначала собравшиеся слушают небольшую лекцию Толле, а затем по очереди задают вопросы. На некоторые из вопросов Толле отвечает коротко, в то время как ответы на другие вопросы могут растянуться на часы. Толле сидит на сцене, как правило, за небольшим столиком, на котором стоит графин с водой и букет цветов. Одет он абсолютно по-европейски. Это уже пожилой мужчина, на вид довольно болезненный, но все же вполне приятный. Говорит спокойным голосом, делает частые паузы, внимательно смотрит на аудиторию. Очевидно, что он, когда проводит свои беседы, находится в своеобразном «потоке». И в этот поток погружает постепенно всю аудиторию.

Суть учения Экхарта Толле заключается в следующем: единственно когда человек по-настоящему живет и когда у него нет совершенно никаких проблем — это «прямо сейчас», то есть в данную конкретную секунду. Все так называемые «проблемы» относятся либо к прошлому, либо к будущему и имеют место только потому, что люди (большинство людей) стараются убежать от этого «сейчас», постоянно «пережевывая в уме» какие-то несуществующие события прошлого и будущего (точнее существующие, но не в реальности, а только в виде концепций человеческого ума). А ведь если человек будет внимательно проживать каждое мгновение своей жизни, он будет абсолютно счастлив, и у него не будет никаких проблем — вместо проблем останутся просто конкретные ситуации, которые человек будет проживать, не отвлекаясь на размышления о том, что кто-то что-то сказал или скажет, сделал или сделает, подумал или подумает плохое или хорошее, о том, как ему было или будет плохо и так далее. Не отвлекаясь и не желая ничего, кроме того, что есть. Потому что только то, что есть сейчас — это жизнь. А все остальное не жизнь. Все так называемые «цели», которые не находятся здесь и сейчас, иллюзорны, потому что относятся к будущему, и когда человек начинает жить этими целями и что-то планировать, он перестает жить настоящей жизнью, он вечно занят тем, чего нет. Все это разбирается на конкретных жизненных примерах. Очень позитивно, легко и понятно. Психотерапевтический эффект от этих бесед действительно очень сильный, посмотрите видео на Youtube, там есть немного на русском.

Впрочем, в России европеец Толле гораздо менее популярен, чем его «коллеги по пробуждению масс» - Муджи и Шри Бхагаван. Возможно, это в очередной раз доказывает, что русскому ближе восточные подходы, чем западные, хотя, в сущности, Толле и его «восточные коллеги» говорят примерно об одном и том же. Например, и Муджи, и Бхагаван тоже довольно часто призывают своих прихожан не заботиться ни о чем, а просто позволить себе максимально полно проживать настоящее мгновение своей жизни. Но есть и нюансы.

Муджи, будучи последователем традиции адвайта-веданты, основной упор делает на иллюзорности всех тех Я, которые существуют внутри человека и с которыми человек себя отождествляет. На самом деле, говорит Муджи, все это не ты, а тот единственный ты, которым ты являешься — всегда свободен, в том числе и уже сейчас. Это подлинное человеческое Я существует вне пространства и времени и не отделено ни от Бога, ни от других людей. Эта вечная частица есть в каждом, нужно только позволить ей стать главной в тебе, отключив ум хотя бы на долю секунды. Собственно, в ходе своих сатсангов Муджи собственной энергией буквально заставляет приходящих к нему людей не думать и почувствовать свое истинное Я. Это иногда похоже на какие-то сектантские практики — люди начинают ни с того, ни с сего смеяться или рыдать, припадают к его стопам, обнимают его и уходят по-настоящему счастливыми.

У Муджи огромное количество поклонников в бывшем СССР (в России и Украине), многие из которых ездят к нему на сатсанги в Индию и в Португалию (правда, в последнее время Муджи все чаще стал делать сатсанги по скайпу). Последователи ведут активную волонтерскую работу по раскрутке своего учителя, поэтому недостатка в видео с сатсангов Муджи на Youtube нет. При этом почти каждый сатсанг сопровождается переводом на русский язык — русский переводчик часто сидит прямо в зале, рядом с Муджи, что говорит о несомненной востребованности Муджи в русскоязычном пространстве.

Третий учитель, Шри Бхагаван Кальки — это самая спорная и сложная фигура из всех. Во-первых, он прямо утверждает, что он — аватар Бога на Земле, а его жена — Амма — живая богиня, Мать всего сущего. Собственно, уже его прозвание говорит об этом. Бхагаван — это санскритский термин, в индуизме им обозначают Бога в Его личностном аспекте.

Шри Бхагаван Кальки утверждает, что, в соответствие с данными ему Откровениями, сейчас происходит Великий сдвиг в сознании человечества. К концу 2012 года около 70 000 человек во всем мире достигли просветления. А к 2035 году завершится Великая внутренняя трансформация сознания всех. И начнется Золотой век: не будет нищеты и бедности, закончатся войны, окружающая среда будет чистой, а люди будут наполнены безусловной радостью и любовью. Словом, почти все будут просветленными и счастливыми. И так далее, там много еще всего интересного, но не будем тут вдаваться в детали (все есть на Youtube).

Если опустить эти невероятные Откровения, Бхагаван в ходе своих сатсангов говорит почти то же самое, что и Толле с Муджи. О присутствии, о постоянной суете ума, об эмоциональных «зарядах», непредсказуемых откликах на происходящее в тот или иной конкретный момент и т.д. Особенностью учения Бхагавана является следующее: признавая, что ум (внутренний диалог) несколько мешает человеческому счастью, потому что всегда завязан на прошлом, а не на существующем сейчас, Бхагаван не призывает к попыткам «отключить его», а советует принимать его таким, какой он есть. Как впрочем, и всё на свете — осознавать и принимать таким, какое оно есть. Например, в ответ на вопрос «Как открыть свое предназначение?», он говорит: «У вас нет ясности, и вы пытаетесь открыть цель жизни. Вам нужно признаться: «у меня нет ясности» - и просто остаться с этим. Вам не следует этого избегать, и потом, в глубине вашего существа вы точно поймете, в чем миссия и цель вашей жизни». То есть Бхагаван советует не сопротивляться, не бороться, а просто сдаться факту. «У вас просто есть факт: «я не знаю». Просто будьте в тишине и говорите себе: «я не знаю, и мне хочется знать». Делайте это и ждите. Но не будьте безразличными или сонными, просто будьте с фактом, что вы не знаете. Вы должны интенсивно осознавать это. Вы выносите этот факт на свет, и если вы это делаете, вы никогда не упустите свою цель».

Как только вы принимаете что-то, учит Бхагаван, потеря энергии прекращается. А когда нет потери энергии, это уже само по себе радость и счастье. А для того, чтобы принять что-то, нужно для начала осознать, что это — есть.

Шри Бхагаван не только осуществляет сатсанги, но и проводит «даршаны», на которых дает «дикшу», то есть осуществляет «непосредственную передачу божественной энергии», которая, в свою очередь, пробуждает спящую внутри каждого человека энергию кундалини. Кундалини, поднимаясь по позвоночному столбу до головного мозга, вызывает в нем необратимые изменения, вследствие которых, по словам Бхагавана, происходит либо «богореализация» (то есть активация Бога внутри человека), либо пробуждение, а иногда и то, и другое вместе. Цель Бхагавана — пробудить как можно больше людей. Потому что пробужденные люди способствуют пробуждению других людей, и тем самым исполняется божественный план.

В бывшем СССР сейчас тоже практикуют несколько учителей, которые проводят сатсанги. Среди русскоязычных пробужденных можно назвать, например, Лену Ким и Артура Ситу – и та и другой устраивают свои сатсанги. Но в контексте упомянутых выше учений особенно интересны встречи, проводимые Каролиной Стекловой. Ее сатсанги с одной стороны очень самобытны, а с другой – во многих аспектах перекликаются с основными постулатами Толле, Муджи и Шри Бхагавана. Каролина Стеклова основала движение «Говорящие правду» и, собственно, тема правды в ее сатсангах занимает центральное место. Разговор все время идет вокруг того, как говорить правду самому себе и другим, почему это вообще нужно делать, к чему это может привести человека и как отличить правду от неправды. Сама Каролина Стеклова выглядит как женщина с другой планеты: белая кожа, очень красивое лицо, короткие белые волосы и ярко голубые глаза. В сочетании с коренастой фигурой и уверенными, почти мужскими движениями это производит весьма сильное впечатление. Однако во встречах, которые она проводит каждое воскресенье в московском клубе «М.Я.У. (Место Ясности Ума)», нет на первый взгляд ничего необыкновенного. Просто сидят люди за столом, пьют чай с печеньем и разговаривают. Каролина выступает в роли модератора, но иногда начинает объяснять, что же на самом деле означает то, что говорят друг другу собравшиеся, и почему они это говорят... И вот в этих объяснениях совершенно неожиданно открываются удивительные вещи — люди как бы заново узнают себя.

В том, что конкретно говорит Каролина, есть определенные сходства с учением Шри Бхагавана о принятии всего таким, какое оно есть, без осуждения. Каролина Стеклова говорит, что с одной говорение себе правды рождает принятие себя, а с другой стороны - невозможно сказать себе всей правды, если ты не будешь полностью принимать себя таким, какой ты есть. «Когда ты перестаешь делить мир на плохое и хорошее, тогда ты только можешь принять себя. И увидеть, кто ты есть. То есть полное принятие себя — это сказать себе всю правду о себе. Но ты можешь сделать это только тогда, когда уйдешь из дуальности и не будешь делить себя и весь мир на плохое и хорошее. Иначе твой ум будет скрывать от тебя твои якобы «плохие» черты. «Плохие», как ты считаешь. Как когда-то тебе внушили. А если ты не будешь себя знать и не будешь себя принимать, то ты не сможешь сказать себе всю правду». Принимая себя таким, какой ты есть, не осуждая себя ни за что и не пытаясь казаться кем-то другим ради достижения, например, социального успеха, человек может получить доступ к неисчерпаемому энергетическому ресурсу, считает Каролина. Энергии у «говорящего правду» становится больше уже хотя бы потому, что он перестает притворяться перед собой и перед другими и не тратит силы на поддержание некоего нереального образа, маски, созданной под влиянием социума.

В случае, когда человек полностью признаётся себе во всех своих желаниях, он понимает, что если быть честным до конца, нужно эти желания реализовывать, чтобы идти дальше и развиваться. И тут возникает еще одна интересная тема сатсангов Каролины Стекловой — прохождение опыта. Этот момент роднит ее учение и с учением Экхарта Толле, призывающим погружаться в момент здесь и сейчас без остатка, проживая каждое мгновение жизни полно и внимательно, и с Шри Бхагаваном, который утверждает, что «получение опыта требуется для того, чтобы полностью жить жизнь; и что все, что прожито до конца, неважно насколько это трагично или трудно, в конце концов превращается в радость». Каролина так и говорит: «Мы приходим в этот мир для того, чтобы получить опыт. Если ты должен этот опыт получить, ты от него не уйдешь никуда. Для духа нет положительного или отрицательного опыта, нет страдания, нет мучения. Есть просто опыт. И если ты из-за страха не проходишь какой-то опыт, который тебе хочется пройти, ты врешь самому себе и этого становишься несчастлив».

При этом когда человек полностью принимает себя, он автоматически принимает и окружающих — исчезают конфликты, потому что они происходят только от неприятия каких-то вещей внутри себя же. В идеале человек буквально сливается с окружающими, потому что обнаруживает в себе Свет, который есть в каждом (нечто похожее говорит Муджи). По словам Каролины Стекловой, практика говорения правды самому себе (а потом уже и другим) должна привести к большим изменениям в мире. Сейчас, утверждает Каролина, человечество находится на нижних уровнях сознания, соответствующих трем нижним чакрам человека. И когда человечество начнет говорить правду и пройдет весь опыт этих нижних чакр, оно перейдет на четвертый уровень — на уровень сердечной чакры. И весь мир преобразится.

Читатель волен сам сделать выводы. Кто-то, возможно, отнесется к изложенным здесь (довольно, впрочем, поверхностно — насколько позволяет небольшая статья) учениям с изрядной долей скепсиса. Кто-то заинтересуется, кто-то сделает выводы, а, возможно, моментально достигнет просветления. Но факт остается фактом: планету сейчас захватил настоящий бум всякого рода духовных практик и учений, направленных на освобождение человека от страданий. И это не просто так. Очевидно, что-то глобально меняется, происходят некие необратимые сдвиги. И, возможно, скоро мы все действительно будем жить в совершенно другом мире. Ом и аминь.

Источник: ЧК

0

2

Да, все возможно...

0


Вы здесь » Просто форум - йога, философия, эзотерика... » В поисках истины » Теория и практика сатсангов


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно