Просветление
ИЗ ДИАЛОГОВ С МУДЖИ
Вопрос: Муджи, реально ли достичь просветления? Есть ли здесь хоть кто-нибудь, кто пробудился, придя на Сатсанг, и если да – можешь сказать кто?
Муджи: Истина в том, что невозможно «достичь просветления», как ты это назвала, потому что, прежде всего не существует того, кто мог бы стать просветленным. Четкое понимание или реализация того факта, что в реальности не существует «кого-то», кто мог бы стать просветленным, что ни сейчас ни в будущем нет и не может быть какого-либо объекта или сущности, способной достичь «просветленного» состояния, – такое понимание и есть просветление. Это прямое осознание может случиться и стать для вас явной, подтвержденной и убедительной истиной через процесс само-исследования. «Само-Исследование», также называемое атма-вичарой, одно из наиболее эффективных средств разоблачения нереального – концепции «Я», или «эго», воспринимаемого как факт самого себя, где в то же время упускается чистое неизменное Я как единственная и совершенная реальность. Это – непреложная истина.
Ты спрашиваешь: «Есть ли здесь хоть кто-нибудь, кто пробудился, придя на Сатсанг». На это уже прозвучал ответ в моем предыдущем утверждении, но я добавлю, что здесь на Сатсанге идет постоянное распознавание того, что эго или личность – это миф, воображаемый, вымышленный персонаж. Личность как таковая – есть выражение чистого сознания/бытия, это следствие, а не фактор, определяющий Бытие. Бытие остается за пределами в качестве наблюдения или восприятия явлений, возникающих спонтанно в сознании. Истинное Я – просто бесформенное и безымянное присутствие, которое ощущается как покой, радость, счастье и наполненность любовью. Когда такое распознание случается в отдельной точке выражения сознания, известной как личность, и происходит то, что называется «пробуждением» или «просветлением».
Ты просишь, чтобы я указал на пробужденных, если таковые здесь есть. Если говорить простыми словами, я скажу, что несколько человек из здесь присутствующих пришли к точке ясного видения/бытия за пределами интеллектуального, академического понимания или принятия. Тем не менее, ментальные тенденции и идентификация все еще не до конца разрушены и чувство эго, выдающее себя за основание реальности, хотя и увиденное иллюзорным, продолжает возникать; это – естественно. Работа и сложность состоит в том, чтобы повторно возвращать чувство «Я-есть» назад в сердце/источник, тренируя внимание оставаться в этом источнике, который и есть – ваше истинное Я. Постепенно ваше ощущение индивидуальности растворится в источнике и станет самим источником. В итоге, кто или что сможет сказать: «Я достиг» или «Я – реализованный человек»? Кто или что сможет быть владельцем просветления? Не старое ли знакомое эго? Ты видишь, на что я указываю?
Тем не менее, некоторые мастера действительно заявляют о себе как о чистой реальности вне всяких качеств, и говорят об этом из не-эгоистичного, прямого знания/убеждения. Это также правильно в моем понимании – свежо, авторитетно и естественно, и необходимо для того, чтобы мы могли знать, что чистое сознание невозможно загнать в рамки ограничений любых человеческих стандартов или логики.
В: Но я чувствую себя «кем-то», я не могу чувствовать себя «никем».
Муджи: Опять ты определяешь это «себя» как объект восприятия. Как можешь ты – быть объектом? Объект должен иметь воспринимающий его субъект. Если субъект также воспринимаем, он автоматически превращается в объект и должен иметь более глубокий воспринимающий субъект. Видишь? Ты – не можешь быть воспринимаемым объектом, ты должна быть воспринимающим субъектом. Кто или что есть ты, которая воспринимает? Ухватись за этот вопрос. Твое заявление «я чувствую себя кем-то» содержит 3 аспекта: Я, мои чувства и кто-то за кого я себя принимаю. Этот «кто-то» – всего лишь твоя идея о себе, не твое реальное Я. И твои чувства – всего лишь чувства относительно этой идеи о себе. В конце концов, есть ты, которая воспринимает это наблюдение. Так ли это?
В: Да.
Муджи: Кто или что ты есть на самом деле?
В: Я – это я… Я!
Муджи: И что конкретно это значит?
В: Я! Или скорее мое знание себя…
Муджи: Итак – не тело?
В: Нет, я знаю, что я – не тело.
Муджи: Как ты знаешь то, что ты – не тело?
В: Я могу видеть свое тело, и я просто знаю, что это не то, чем я являюсь, хотя иногда я чувствую и это тоже.
Муджи: Окей, хорошо. Можем ли мы вернуться назад к твоему ответу, что ты являешься знанием себя? Уверена ли ты, что это знание себя, а не знание той идеи о себе, о твоей личности? Как ты различаешь-знаешь себя прямо сейчас?
В: Когда я начинаю воспринимать другие вещи и людей.
Муджи: Да, но как восприятие окружающих может привести тебя к себе?
В: Потому что я знаю, что я воспринимаю. Что сначала должна быть Я – чтобы воспринимать.
Муджи: Поэтому любой объект, который можно воспринимать не является тобой? Так?
В: Так.
Муджи: Именно так! Очень хорошо! Теперь кто или что именно то, что воспринимает или замечает?
В: Я! Это!
Муджи: Это «я» и «это» одно и то же?
В: Да.
Муджи: И вновь: что это? Каковы его качества, его содержание? Что именно делает это тобой? Посмотри и скажи мне. Это какое-то твое конкретное я? Личность? Нечто отличное от нее или него или них?
В: Ну… да и нет… очень расплывчато, я не могу видеть ясно.
Муджи: Оставайся, не избегай смотреть туда, будь настойчивой и смотри. Что здесь ты? В этом видении, можешь сказать?
В: Я не какая-либо личность или что-нибудь, но я не знаю, кто я. Там нет ничего, я не могу ответить на это. Есть ощущение нежелания смотреть, усталости, сопротивления и раздражения.
Муджи: Окей. Не вовлекайся в любые оценки, не трогай ничего, просто будь едина с восприятием. Оставайся здесь без всяких усилий и попыток.
(долгая пауза)
Ты выглядишь озадаченной, что тебя смущает?
В: Есть только вот это пустое…
Муджи: Что осознает пустое?
(задавшая вопрос улыбается, глядя Муджи прямо в глаза)
Муджи: Откуда появляется эта улыбка?
(Тишина)
В: Я не знаю, есть ощущение облегчения, пространства и покоя, своего рода легкость.
Муджи: Своего рода?
В: Нет. Легкость, пространство и покой.
Муджи: Эта легкость и этот покой возникают там, где никого нет. Это и есть покой. Это и есть настоящая радость. Это и есть чистая любовь. Теперь не цепляйся и за это. Не старайся владеть этим, сделать это своей принадлежностью. Оставайся наблюдением.
В: Да, да (улыбается). Я вижу, что я только наблюдатель здесь. Спасибо, спасибо.
(она соединяет руки в традиционном индийском жесте благодарности и приветствия).
Муджи: Не уходи так сразу.
(прошло немного времени)
Теперь отбрось и то, чтобы быть наблюдателем.
В: Я запуталась.
Муджи: Нет, ты не запуталась. Замешательство воспринимается. Не идентифицируй себя с ним. Что остается? Не трогай ничего, даже наблюдение, не старайся быть «наблюдателем». Наблюдение без наблюдателя, понимаешь?
В: Да.
Муджи: Кто понимает?
В: Никто, просто понимание.
Муджи: Очень хорошо. Очень счастлив встретить тебя. Теперь в этой полной пустоте, за пределами концепций о пустоте, безо всяких усилий ты есть. Ты не стала этим, не заслужила этого, потому что здесь нет никого, кто бы мог что-либо заслужить. Снаружи и в то же время изнутри этого неописуемого созерцания возникает и блистает сознание, Я-восприятие. И что бы ни возникало здесь – это всего лишь видимые формы воспринимаемого Я-сознания.
В: Спасибо
Муджи: Пожалуйста.
http://mooji.ru/exerpts/prosvetlenie.html