Вот, гляньте...
Китайское вино — напиток преобразования
Китай — удивительная страна. Даже вино китайцы делают совершенно особенное. Если в большинстве стран мира вино пьют прежде всего для удовольствия и эстетического наслаждения, то в Китае вино неразрывно связано с традиционной китайской медициной и взрастившей ее даосизмом.
Кроме того, если во всем мире вино – это виноград, то в Древнем Китае понятие «Цзю» могло означать вообще любую жидкость, которая подвергалась ферментации, преобразованию. А процессы преобразования в согласии с законами природы всегда были предметом исследования даосских алхимиков.
Поэтому в Китае вино – алхимический напиток, и его качество во все времена оценивалось в первую очередь с позиции его энергетических качеств. Об уникальной традиции виноделия в Китае рассказывает главный редактор «Code de Vino» Олег Чернэ.
Полмиллиона лет до нашей эры в Китае уже существовали предки современного человека. В 1920-х годах палеонтологи обнаружили в пещере Чжоукоудянь к югу от Пекина останки скелета синантропа (Homo erectus pekinensis). В зависимости от метода оценки предполагают, что этим останкам от 500 000 до 790 000 лет.
Начало земледелия в Китае относится к периоду приблизительно за 7000 лет до нашей эры, когда в долине реки Хуанхэ начали выращивать просо. К чуть более позднему времени относится начало культивации риса в дельте реки Янцзы. Среди некоторых исследователей-китаистов существует мнение, что зерновые культуры в это время возделывали не для еды, а для получения напитков силы. Если это действительно так, то культура ферментированных напитков существовала в Китае за 7000 лет до н. э.
Эту теорию косвенно подтверждает древний обычай потребления пищи в Китае. Даосы учат, что еду нужно пить, то есть для лучшего усваивания пищу необходимо пережевывать до мельчайших частиц.
Описывая историю вина в Древнем Китае, мы должны понимать, что в этой стране напиток всегда оценивался, прежде всего, с учетом пользы для здоровья. Даже сегодня китайцы пьют вино с позиции даосской теории пропорций энергии Инь и Ян. Качественный напиток в Китае должен развивать энергию Ян и собирать энергию Инь. Напиток, который не обладает этими двумя характеристиками, во все времена считался примитивным.
Как известно, все явления и наблюдения в Древнем Китае соотносились с природой макрокосмического пространства. Все, что подвергалось естественному изменению, ферментации, вызывало у исследователей и наблюдателей природы большой интерес. Первыми знания о мире систематизировали даосские мастера, которые, по сути, создали традиционную китайскую медицину.
Первые заметки о жидкостях, связанных с ферментацией и вином, приписывают легендарному даосу Желтому Императору Хуанди (ок. лет 2600 до н. э.) и его трактату «Каноны медицины».
Даосы считали, что, потребляя ту или иную жидкость, человек либо улучшает состояние своего тела, либо ухудшает его. Виноградное вино, согласно даосским текстам, являлось важнейшей из жидкостей, которая помогала совершенствовать природу человека. При этом качественное вино в Китае называли «чистой водой», а некачественное – «мутной водой». Чем больше было количество преобразований, через которые проходило вино, тем более качественным оно становилось. Таким образом, особо ценились в Китае выдержанные, ферментированные вина.
В напиток добавляли различные компоненты, с помощью которых достигалась необходимая энергетическая пропорция. Такой напиток становился источником нужной силы, и для того чтобы изготовить его, требовались глубокие знания и развитой вкус. Виноградное вино было одним из главных компонентов, имевших ключевое в даосской традиции значение киновари, преобразующей силы. Даосы называли виноград «нефритовым фруктом», то есть фруктом, обладающим кристальной ясностью (нефрит был основным символом преобразования и структуризации).
Вино считалось напитком, имеющим сильную структуризацию, и рассматривалось как источник особой энергии. Это было возможным, если вино обладало достаточной силой и качеством, а человек был способен воспринять его. Культура потребления напитка заключалась в способности усваивать его энергию, а сам напиток изготавливался с целью обретения определенного качества.
Питье такого вина было привилегией даосских мастеров и высшего сословия китайского общества. Причина ограниченного использования вина заключалась в способности лишь подготовленных людей усваивать его силу. Иными словами, вино в Китае приравнивалось к знанию, которое важно было не только услышать, но и уметь усвоить без вреда для психики и здоровья.
Как даосская традиция учила соотносить макрокосм и микрокосм, большое и малое, так и китайская народная медицина учила человека соотносить возможности организма с окружающей действительностью. В результате киноварный напиток не мог получить повсеместного распространения, поскольку и не мог принести повсеместной пользы. Даосские мастера прекрасно понимали, чем грозит Поднебесной неумелое использование вина. Оно бы создавало слишком большое давление на сознание неподготовленных людей, лишало бы их ясности, считающейся в даосизме большой ценностью.
Среди интересных книг о вине выделим трактат XII века «Бэй Шань Цзю Цзин» (Книга вина Северной горы) автора Цзю Хуна; трактат XII века «Цзю Цзин» (Книга вина) автора Су Тунбо, трактат XVI века «Цзюши» (История вина) автора Фэн Шихуа; трактат XVI века «Цзюпу» (Трактат о вине) автора Сюй Цзю. Из более ранних авторов упомянем Цзи Сисе, который в середине VI века описал в книге «Цзи Минь Яо Шу» способы приготовления вина.
Из группы известнейших Восьми даосских Бессмертных мы можем выделить таких персонажей, как Люй Дунбинь и Ли Тегуай, врача и ученого. Среди даосских школ лояльным отношением к алкоголю выделяются последователи школы Высшей Чистоты (Шанцин).
Народным вином в Китае стал напиток, сделанный из риса или проса. Подчеркнем, что под вином (Цзю) в Китае понимали, прежде всего, напиток, полученный в результате процесса преобразования, ферментации. Таковым мог быть напиток из риса или проса – распространенных в Китае культур. По крайней мере, так было до того момента, пока китайцы не начали перегонять спирт и получать высокоалкогольный продукт, известный как байцзю, «белый алкоголь» сорока–шестидесяти градусов, который изготовлялся из сорго.
Процесс приготовления вина из винограда и из риса подразумевал одинаковые технологии. Все способы производства вина предполагали добавление различных компонентов или бактерий, способствующих ферментации вина (цзюцюй). Среди добавок было много трав и грибов.
В старейшей в мире энциклопедии по сельскому хозяйству, составленной Циминь Яошу в VI веке, содержится описание различных методов ферментации. Но самое, пожалуй, интересное – описание трех энергетических качеств ферментированных напитков:
• Байлао Цюй – легкая или быстрая ферментация, соотносящаяся также с понятием молодого вина, где энергия раскрывается, но не перегоняется и не выдерживается. Данный вид ферментации связывают с энергией ци или цзюцюй ци (природной энергией).
• Бэнь Цюй – в даосской алхимии имеет понятие энергии преобразования. Этот напиток становится результатом более длительного процесса брожения или выдержки и уже не выражает легкой энергии, но еще не проявлен.
• Шэнь Цюй – напиток, способный сообщать большую силу. Соотносится с более глубоким и выдержанным напитком, прошедшим многократную перегонку. В даосской алхимии его связывают с понятием цзюцю шэнь или просто энергией шэнь (структурированной энергией).