Ганди - настолько грандиозная фигура, что при жизни его воспринимали в точном соответствии с притчей о слоне и слепцах: один объяснял, что слон - это толстая кожистая колонна, другой - что это длинный хвост с кисточкой, и так далее. Представить слона целиком слепцы не могли. Философ мирового масштаба, еще при жизни вызывавший равное восхищение и в Англии, и в родной Индии - это Ганди. Революционер и первый из лидеров освободительного антиколониального движения в Индии - это тоже Ганди. Классический индийский гуру, живший в собственном ашраме (монастыре) среди толпы минимум в 200 поклонников - это тоже он. И так далее.
2 октября исполняется 140 лет со дня его рождения, но можем ли мы хотя бы сегодня охватить взглядом Ганди, всего целиком? Можно, по крайней мере, попробовать, начав с двух утверждений. Первое: в наши дни оказалось, что мы не поймем того, что происходит с нами и с миром сейчас, если не будем изучать Ганди - как его высказывания, так и то, что он сделал. Второе: Ганди, кажется, был величайшим из мировых деятелей всего 20-го века. Номером один.
Критерий величия тут такой: изменение к лучшему духовной и материальной жизни как можно большего числа людей своей непосредственной деятельностью. Если именно с этими оговорками подходить к вопросу, то отсекаются личности типа Гитлера (ход истории очень даже изменил, но в специфическую сторону) или Толкиена на пару с четверкой «Битлз»: тоже изменили мир, и к лучшему, но исключительно в эмоциональном плане. В итоге Ганди оказывается первым претендентом на величие, рядом с Франклином Делано Рузвельтом и двумя странными тандемами: Мао Цзэдун-Дэн Сяопин и, возможно, Ленин-Сталин (в этих тандемах второй исправлял провалы первого). Но, в отличие от них, Ганди очень трудно обвинить, даже косвенно, в ошибках, провалах, бедствиях или смерти хоть одного человека.
Охватить взглядом «слона» Ганди лучше именно сегодня, когда Индия уже не синоним бедности а, возможно, в скором времени вторая экономика мира, с растущим средним классом миллионов этак в 200. Лет двадцать назад кто-то еще мог бы спросить: а стоило ли Ганди так стараться? Сейчас, глядя на Индию, видно, что очень даже стоило.
Но Ганди изменил положение не только своей Индии, а мира, он начал слом полутысячелетней эпохи. Вот только понятно это лишь сегодня.
Гениальных борцов за независимость одной нации от другой - сколько угодно и теперь, особенно таких, что не считают при этом покойников. Но Ганди был первым, кто показал, почему (и в каких случаях) это правильно. А началось все с обиды и ущемленной гордости. Речь о начале биографии Мохандаса Карамчанда Ганди - блестяще образованного в Лондоне адвоката, защищавшего права индийцев в британской Южной Африке по британским законам. Ганди выбросили там из поезда, где он по незнанию купил билет в первый класс, предназначавшийся только для белых.
И далее он всю жизнь доказывал - и доказал! - англичанам и всем прочим, что нет высшей и низших рас, высшей и низших цивилизаций. И Индия с ее пятитысячелетней культурой никак не хуже Англии, с ее в лучшем случае пятнадцатью столетиями. Как ни странно, всерьез это дошло до Европы и Америки только сейчас, когда Индия и Китай начали возвращать себе тот экономический и политический вес, который у них был еще до появления Европы как таковой. Только сейчас ясно, что 500 лет завоевания Западом окружающего мира (и сопровождавшая это завоевание расистская идеология цивилизационного превосходства) - временная аномалия, и время это кончается. Причем кончаться оно начало именно с Ганди.
Ганди боролся не за уничтожение колонизаторов (это может сделать любая горилла с автоматом), а за уважение с их стороны. Это было поведение влюбленной женщины, навеки оскорбленной презрением мужчины. Уинстон Черчилль обозвал Ганди «голым факиром», но, конечно, Черчилль хорошо знал, что имел дело с европейски образованным человеком из старинной интеллектуальной семьи (отец был премьер-министром небольшого княжества Порбандар). Домотканый наряд нищего индийца был гениальной пиар-акцией длиной в 33 года (Ганди начал сам ткать свою одежду в 1915 году). Он хотел, чтобы Европа уважала в его лице не «цивилизовавшегося» индийца, а индийца - представителя древней культуры, куда более древней, чем у англичан.
Находясь в особо зловредном расположении духа, Ганди заметил как-то: «Европейская цивилизация? Это была бы великолепная идея». Только сегодня мы, с нашим знанием истории, начали понимать, что и римская, и послеримская европейская цивилизации - поздние, они были сформированы философией, религиями, находками иранцев, индийцев, египтян, китайцев, арабов, византийцев. И только сегодня стало очевидно, что мир не «цивилизуется» по европейскому образцу, а уже много веков создает «единство в разнообразии». Кстати, если вам нужна цитата из Ганди, сверхактуальная для завтрашнего мира - вот она: «Наша способность достичь единства при существующем разнообразии будет прекрасным испытанием для нашей цивилизации».История борьбы Индийского национального конгресса за независимость Индии (пришла в 1947 году) - это история политиков. Но она пошла по-иному, если бы неформальным лидером ИНК не был Ганди, книги и статьи которого читал весь мир; если бы ему не писали восхищенных писем британские вице-короли Индии и губернаторы ее территорий. И если бы Ганди не заставлял, буквально, англичан сажать его в тюрьму, то есть не жертвовал собой - за что и получил прозвище «Великая душа», Махатма.
Ненасилие сегодня - абсолютная ценность в политике. Применивший насилие чаще всего проигрывает. Но первым это показал Ганди, и - что на грани чуда - уговорил свой народ победить в ненасильственной борьбе.
Британская империя была сверхдержавой первой половины 20-го века. Не только Ганди ее уничтожил, а еще Гитлер, японцы, ошибки Черчилля, неадекватность британского образованного класса. Но эта глобальная катастрофа показала человечеству путь в будущее - к семье равноправных культур, где сила бессмысленна. А это уже - Ганди.
И - в порядке финальной точки. Когда 30 января 1948 года к 79-летнему Ганди подошел убийца, он сначала поклонился ему, а потом выпустил три пули. По каким философским соображениям он пошел убивать и как его вообще звали - сегодня помнить не обязательно. А вот поклон почему-то не забывается.