Просто форум - йога, философия, эзотерика...

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Просто форум - йога, философия, эзотерика... » Практика йоги » Путь воина. Размышления,философия,практика.


Путь воина. Размышления,философия,практика.

Сообщений 1 страница 20 из 23

1

Предлагаю сделать «простое»
упражнение: каждый раз, прежде чем завязать шнурки на ботинках,
попробовать осознанно принять решение: завязывать ли их «по
памяти» или попробовать решить эту задачу «здесь и сейчас», без
использования старых заготовок - так, как будто вы вообще никогда в
жизни шнурков еще не завязывали. Упражнение это помогает
отследить, как вы из думанья переключаетесь в память или наоборот.

Многие ли пытались сделать это упражнение? Думаю, кое-кто
пытался, но вряд ли у кого-то получилось… Почему? Попробуем
отследить, как это обычно происходит. Вот вы встаете утром и
собираетесь на работу (ну, или кому там куда надо). По ходу чистки
зубов или поглощения яичницы вспоминаете, что при выходе надо
проделать упражнение по «осознанному завязыванию шнурков». И… в
следующий раз вспоминаете об этом, уже дойдя до работы… Знакомая
ситуация?

Однако если вы обратили внимание хотя бы на этот факт - это уже
хорошо Ибо его можно проанализировать и понять, что же это все
значит. А означает это очень простую и в то же время немного
жутковатую штуку: память включается значительно раньше,
чем вы доходите до ботинок и начинаете их завязывать. Вы встаете,
осознаете, что надо идти на работу, ставите себе задачу «дойти до
работы» - и уже в этот момент начинает работать память! Потому что
метод решения задачи «дойти до работы» у вас уже есть. Вы
прекрасно знаете, что нужно сделать для решения этой задачи - надо
одеться, обуться, выйти из дома и т.д. Точный сценарий у каждого
свой, но суть от этого мало меняется. И суть в том, что этот сценарий
существует. И не просто существует, а работает сам по себе. По
сути, вы даже не просыпаетесь, пока не дойдете до работы… Тело
идет, а вы продолжаете спать…

Ладно, вот вы пришли на работу. Пора проснуться, как вы думаете?
Не тут-то было! Часто ли у вас на работе случается что-то такое, чего
никогда раньше не было? Вряд ли. Даже если такое изредка случается,
больше 90% времени занимает рутина, то есть дела, давно хорошо
известные. А если они известны - значит, для их решения уже есть
соответствующая программа в памяти. Достаем нужный диск,
перегружаем программу из долговременной памяти в рабочую область
сознания и… спим дальше. Сон может лишь изредка прерываться,
когда ситуация слегка меняется и возникают небольшие сбои - но
даже сбои, которые могут возникать, по большей части уже хорошо
известны и на их возникновение есть соответствующая
«корректирующая программа»… Так программа «работа» доигрывает
до вечера, заменяется на программу «поход домой», та, в свою
очередь, на программы «просмотр телевизора», «общение с семьей»
и… выключение питания. То есть сон. До утра. А утром - очередная
перезагрузка…

И так изо дня в день. Тело куда-то ходит, голова пережевывает
какие-то «мысли»… И поскольку сама последовательность «программ»
дом - работа - дом - работа хорошо известна и постоянно
повторяется, то все они просто объединяются в некую
«метапрограмму» под названием «рабочий день». После
формирования этой программы от вас, по сути, ничего уже не зависит
- даже на кнопку запуска нажимаете не вы, а, например, будильник…
А вы лишь послушно выполняете запущенный алгоритм…

Не намного лучше дела обстоят и в выходные. Разве что выбор
программ чуть побольше: «Выходной день 1.0», «Выходной день
3.11», «Выходной день 5.3b»… Выбираем и… снова в «Матрицу»

Не знаю, как вам, а мне немного жутковато становится, когда я на все
это смотрю. Неприятно осознавать, что ты всего лишь машина. Но,
как говорил кто-то из великих мистиков «если машина осознает, что
она машина - это уже не машина». И в этом - надежда и ключ к
освобождению… Пока ты не осознаешь себя машиной - ты машина. Как
только осознал - уже не машина…

А теперь - внимание! - упражнение На осознавание

Помните плакат «А ты записался добровольцем?» Так вот,
представьте себе этого красноармейца с плаката, а под ним надпись:
«А ты осознаешь себя машиной?»

МАШИНА ЛИ ТЫ?

0

2

О внимании можно сказать то же самое, что кто-то из великих сказал о времени: "пока меня не спрашивают, что это такое, я знаю, что это; но как только у меня спросят, что это такое - я не знаю, что это"

Есть подозрение, что ответ на вопрос "что такое внимание?" имеет отношение к ответу на вопрос "что такое человек?". Внимание - это какое-то очень глубокое свойство личности, поэтому ответить на вопрос "что такое внимание?" - это все равно, что ответить на вопрос об основаниях устройства человека. Можете ли вы представить себе человека, у которого совсем нет внимания? Даже если про человека говорят, что он "невнимателен" - это не означает, что у него нет внимания. Это означает лишь, что его внимание направлено не туда, куда нужно. Но ведь внимание все равно есть! Только вдумайтесь - внимание есть всегда! Точнее, внимание есть всегда, когда человек находится в сознании. По-видимому, внимание находится где-то еще "глубже" сознания. Внимание - это то, что управляет сознанием!..

Не знаю, как у вас, а у меня дух захватывает, когда я об этом думаю. Ведь что это все может означать? То, что, управляя вниманием, мы тем самым управляем и сознанием. Вот ведь какой парадокс: об управлении сознанием трудно сказать что-либо определенное, а об управлении вниманием почти каждый может что-то сказать и даже продемонстрировать. При словах "управление сознанием" перед глазами встают ученые-маньяки, изобретающие какой-нибудь очередной "пси-излучатель", зомби-убийцы, шастающие по ночному Нью-Йорку и тому подобный бред из арсенала Голливуда. Верится в подобное "управление сознанием" с большим трудом. Однако управление сознанием действительно возможно! И это настолько естественно, что все мы умеем прекрасно это делать. Встаньте посреди комнаты и закричите. Что будет? Все повернутся в вашу сторону - то есть обратят на вас внимание. Осознайте - в момент, когда вы привлекаете чье-то внимание, вы управляете чужим сознанием! Так что волшебство возможно

Не знаю, так ли это, но возможно, что, сознательно оттачивая и развивая свою естественную способность управлять вниманием (как своим, так и чужим), можно дойти и до настоящих чудес. Чтобы не ходить далеко за примерами, можно вспомнить еще йогу и медитацию. Что такое медитация, если не искусство управления собственным вниманием?..

Понаблюдайте за собой. На что вы обычно обращаете внимание, а на что нет? А что будет, если вы будете обращать внимание на что-то другое? Изменитесь ли вы при этом? Подумайте.

+1

3

Что нужно для того, чтобы научиться различать в череде
происходящих событий победы? Как научиться из любой ситуации
делать победу?

Первый шаг к этому - самонаблюдение. То есть способность замечать,
что же вообще происходит. И не где-нибудь, а в вашей собственной
голове… Точнее, в сознании

Простейшее, вроде бы, наблюдение за тем, как происходят
«обычные», обыденные вещи - воспоминание, или мышление, или
чувствование, - дает иногда просто сногсшибательные результаты. Где
хранятся наши воспоминания? Откуда возникают наши мысли? И
вообще, наши ли они? Попробуйте ответить на эти вопросы - и не
теоретически, а на практике, наблюдая за своим собственным
мышлением, - и вы поймете, насколько непросто это «простое»
упражнение - самонаблюдение.

Обычно способность к самонаблюдению (и, соответственно, уровень
самоосознавания) у людей довольно низкая. Обычно люди «варятся» в
своих собственных мыслях и попросту не замечают реального мира.
При этом все мысли, приходящие им в голову, они считают своими
собственными. Однако много ли вы слышали от людей действительно
оригинальных мыслей?! Так откуда берутся «ваши» мысли, если они в
точности повторяют мысли вашего соседа?..

Важность самонаблюдения настолько велика, что мимо него не
прошла ни одна хоть сколь-нибудь серьезная школа - эзотерическая
ли, боевая ли… Только названия у всех разные - кто-то называет это
«медитацией», кто-то «сталкингом», кто-то еще как-то, но суть везде
одна - наблюдение за процессами, происходящими в собственном
сознании…

0

4

И так изо дня в день. Тело куда-то ходит, голова пережевывает какие-то «мысли»…

Не бывает абсолютно одинаковых моментов. Один день похож на предыдущий, но различия есть. К тому же хочет человек или нет, но он всегда находится в настоящем. Даже, если думает о прошлом или будущем. Пробуждённость человека зависит не от того выполняет он какие-то, на первый взгляд для наблюдающего за ним человека, механичные действия или нет, а от того состояния в котором он их делает. А от состояние зависит количество уделяемого делу внимания. Чтобы человека немного разбудить нужно всего лишь сказать ему пару приятных или не очень слов.))) Это улучшит качество жизни по идее. Нужно не скупится на приятные слова.

0

5

Продолжая начатые темы сознания и самонаблюдения, невозможно
пройти мимо вопроса о мышлении. Что такое мышление? Что такое
мысли, как они возникают? Можно ли считать, что мысли - это нечто
отдельное от меня или мое мышление - это и есть я?

Вопросы, как вы понимаете, отнюдь не простые. Однако ответить на
них необходимо. Ибо настоящее воинское искусство начинается
только с контроля за собственными мыслями. Раб своих мыслей в
лучшем случае может быть только Бойцом…

Итак, что такое мысль? Если коротко, то мысль - это цепочка образов.
Образы, в свою очередь, могут быть либо выражены словами, либо
могут быть до-словесными.

Возможно, это определение не очень точное, но из него уже можно
кое-что извлечь. Что? То, что если мысль - это некая цепочка, то у нее должно быть начало, самое первое звено! И если вам кажется, что
вы о чем-то «всегда так думали», это означает лишь, что вы забыли
это первое звено. Но оно все равно было. Возможно, возникло оно
очень давно, в далеком детстве. Но момент, когда некая мысль
началась, обязательно был. И первый вопрос, который необходимо
себе задать, «поймав себя на мысли» в процессе самонаблюдения: «откуда эта мысль?» Только поняв, что было источником мысли - вы
ли сами, какое-то внешнее событие, другие люди и т.п. - можно
понять, что с этой мыслью делать дальше. Если искренне начать
проделывать это упражнение, то очень скоро выясниться, что
большая часть «ваших» мыслей вовсе даже и не ваша. А если мысль не
ваша - так стоит ли ее думать? Наверное, нет

Итак, 1) вы поймали себя на том, что думаете некую мысль, 2)
отследили источник этой мысли и 3) поняли, что мысль эта не ваша
(допустим, вы ее услышали по телевизору или где-то прочли). Что
делать дальше? Принимать решение

Если мысль вам нравиться, то можете додумывать ее до конца. Если
нет - выбрасываете из головы. Сложно объяснить, как это происходит,
но если вы действительно искренне осознаете, что эта мысль не ваша
и она вам не нужна - она уходит. И уходит навсегда. И если вы
додумываете мысль до конца, перестав ее пережевывать на одном
месте по двести раз, то она тоже уходит! И так - мысль за мыслью, шаг
за шагом - можно осознать все свое мышление и… освободиться от
него… Процесс это, конечно, отнюдь не быстрый, так как мыслей за
целую жизнь накапливается очень много. Но постепенно, разбираясь с
мыслями цепочка за цепочкой, вы будете избавляться от них, а это,
кроме всего прочего, дает и кучу дополнительных эффектов.
Сознание ваше будет все яснее и яснее, мысли все четче и четче. Вы
привыкнете более ясно, быстро и точно мыслить, доводить любую
мысль до конца, не сбиваться посередине с одной мысли на другую и
т.д. Я сам пока еще только в начале этого процесса, но поверьте -
изменения стоят того, чтобы немного потрудиться над собой

В конце концов, по всей видимости, возможно освободиться вообще
ото всех мыслей, недодуманных когда-то или просто чужих, которые
додумывать не надо. Тогда сознание станет совсем ясным, а мысли
совсем четкими и точными. Возможно, именно это и называют
просветлением…
Процесс мышления имеет две стадии - создание мысли и ее
использование. Любая мысль - это всегда решение конкретной жизненной задачи. Соответственно, после решения задачи «в уме»,
то есть создания мысли (цепочки образов), должна следовать
реализация, воплощение этой мысли в жизнь, иначе задача попросту
не будет решена - теоретическое решение еще не есть решение...

Создание мысли - это думанье, а ее воплощение - действие. Как
говорят дзен-буддисты: «мысль и действие - это вдох и выдох, шаг
левой и шаг правой ногой». Невозможно все время только вдыхать
или только выдыхать - вы задохнетесь. Невозможно и шагать все
время только левой или только правой ногой - вы никуда не дойдете…

Удивительно, как трудно донести до людей столь простую мысль… Я и
сам потратил несколько лет своей жизни на то, чтобы понять, что это
значит. То есть мозгами-то я вроде бы все понимал и усердно кивал,
когда мне говорили, что любая мысль должна завершаться действием.
И я действительно думал, что понимаю, о чем речь - казалось бы, чего
тут непонятного?! Однако по-настоящему я понял, почему и зачем
любая мысль должна завершаться действием только после того, как
действительно попробовал любую мысль завершать действием.
Попробуйте и вы - уверяю, что открытия будут просто
ошарашивающими… По крайней мере, у меня крыша поехала в свое
время весьма основательно…

Первое, что я понял тогда - это то, что создание мысли (думанье) и ее
воплощение происходят в разных частях сознания. Условно говоря, за
это «ответственны» разные части личности. В каком-то смысле почти
все мы шизофреники - одна часть нашего Я постоянно думает и
создает мысли, а другая часть действует и эти мысли воплощает.
Причем одна часть может ничего не знать о существовании другой!
Точнее, знать-то они, конечно, друг о друге знают, но вот
взаимодействие между ними налажено весьма посредственно... То есть
не напрямую, а через ПОСРЕДничеСТВО неких промежуточных
звеньев, которые по дороге вносят искажения, в результате чего все
мы и имеем то, что имеем - неспособность реализовать свои мечты,
несоответствие слов делам, а дел словам и т.д.

Однако, осознав эту свою «шизофрению», можно от нее и избавиться
То есть объединить шаг левой ноги с шагом правой, вдох с
выдохом, мысль с действием. Для этого и нужно «простое»
упражнение - после каждой мысли воплощать ее в жизнь, то есть
производить действие, соответствующее этой мысли. Попробуйте.
Сразу, конечно, не получится, но никто ведь не говорил вам, что быть
Воином легко Другого выхода все равно нет. Только так можно
обрести цельность, научиться не разбрасываться и реализовывать свои
мечты...
Итак, процесс мышления имеет две стадии - создание мысли и ее
использование. Рассмотрим эти шаги внимательнее. Начнем с создания
мысли, то есть думанья.

Мысль - это образ или цепочка образов. Образ в данном случае - это
некая «картинка» в сознании, описывающая, как будет двигаться ваше
тело. В конечном итоге решение любой жизненной задачи так
или иначе сводится к движениям тела - других инструментов для
жизни у нас просто нет. Хотя иногда двигаться может, например,
только язык или пальцы, клацающие по клавиатуре, но все это - все
равно движения тела. Именно поэтому боевые искусства так хороши
для изучения мышления, философии и мировоззрения - уж очень
приближены к телу задачи, которые приходится решать в бою…

После создания мысли управление передается в другую часть сознания
- ту, которая производит действия. Эта часть сознания на основании
полученной цепочки образов двигает тело. Тело двигает окружающие
предметы. Предметы двигают другие предметы или людей. Так
движется мир

Думанье - естественная способность человека. Все мы прекрасно умеем
думать от рождения. Однако в жизни достижение своих целей -
далеко не так просто, как хотелось бы. Почему? Да потому, что за
думанье часто принимается его полное отсутствие. Дело в том, что
кроме мышления есть еще память, то есть возможность сохранить
однажды созданную мысль. И в дальнейшем, при встрече с новой
жизненной задачей, вместо создания новой мысли можно
использовать старую, извлекаемую из памяти. Ну, например, вам
нужно сходить в магазин и купить хлеба. Когда вы делаете это в
первый раз, то вам волей-неволей приходится думать и выстраивать
цепочку образов в сознании, затем запускать всю эту цепочку «в
действие», двигать свое тело до магазина (попутно, возможно,
выясняя, где же этот магазин находится, так как заранее это может
быть неизвестно), выбирать булку хлеба из имеющегося в магазине
ассортимента, нести ее домой… Начиная с момента постановки задачи
(«надо купить хлеба») и заканчивая моментом, когда вы
возвращаетесь домой с купленной булкой, идет процесс мышления, то
есть строится цепочка образов того, как выйти из дома, тело
«запускается» по этой цепочке, потом строится цепочка образов того,
как вы найдете магазин, двигается язык, расспрашивающий прохожих,
где здесь магазин, двигаются ноги, ведущие вас в магазин и т.д. Цикл
«создание мысли - ее воплощение» может повторяться сколько угодно
раз до тех пор, пока хлеб не окажется у вас дома. Все это делается
более или менее сознательно. Однако будете ли вы так решать задачу
каждый раз? Нет! И в этом все дело. Решив однажды задачу
приобретения хлеба, вы вдруг обнаруживаете, что каждый раз
шарахаться по всем окрестным дворам, расспрашивая, где здесь
магазин - дело довольно хлопотное и явно не стоящее затрачиваемых
усилий. Голова вообще-то бывает нужна и для более важных дел, чем
поиск продуктового магазина. Выход из этой ситуации довольно
естественен - вы просто запоминаете, где находится магазин,
окончательно достраиваете образ того, как туда лучше всего
добраться, какой хлеб лучше всего брать из тех, что там продают, и
по какой дороге лучше идти обратно. ВСЁ! На этом процесс думанья
заканчивается. В дальнейшем, когда вам нужно пойти и купить хлеба,
вы уже НЕ думаете - вы просто достаете из памяти уже готовую
мысль о том, как его можно купить, запускаете «программу покупки
хлеба» в ту часть сознания, которая управляет телом, и тело ее
послушно начинает исполнять. Вы при этом можете решать
совершенно другие задачи - тело все сделает само… В лучшем случае
«думалка» включится пару раз в тех местах, где старая программа
почему-то даст сбой - например, в магазине не окажется нужного
сорта хлеба и придется выбирать другой или по дороге любимые вами
строители в очередной раз перекопают асфальт, так что придется
искать другую дорогу… В таких случаях мысль «додумывается», то
есть слегка подправляется в соответствии с изменившимися условиями,
и тело продолжает «ехать» дальше…

Вот примерно так устроен механизм решения жизненных задач,
называемый мышлением. И, если вдуматься, устроен он весьма и
весьма разумно. Действительно, зачем каждый раз перерешивать одну
и ту же задачу, если можно запомнить готовое решение, и затем
просто его использовать? А голову освободить для решения более
важных задач.

Однако то, что хорошо для покупки хлеба, хорошо для решения
далеко не любых задач. Например, в бою вытаскивать готовые
решения из памяти невыгодно, а зачастую попросту опасно - в
реальном бою ситуация может измениться в любую секунду и редко
повторяет в точности ситуацию, которая уже была когда-то. Поэтому
думать в бою просто необходимо - иначе нельзя. А «думалка» за
многие годы использования памяти и готовых решений вместо
создания новых попросту атрофируется…

О том, как восстановить в себе атрофированную способность думать -
разговор отдельный. Для начала достаточно понять простую вещь: в
сознании существует два механизма решения жизненных задач (или
достижения целей, что почти одно и то же): думанье и память. И
первое, что нужно сделать, чтобы научиться достигать своих целей:
научиться различать эти два механизма. А их, к сожалению, часто
путают...

Понаблюдайте за собой - часто ли вы «думаете» об одном и том же?
Часто ли повторяются ваши мысли? Так знайте: каждый раз, как вы
обнаруживаете у себя в голове мысль, которую уже думали когда-то -
вы не думаете, а вспоминаете! Научитесь это различать.

0

6

Речь не идет о том, что надо от чего-то отказаться или что-то выбросить. «Рубануть с плеча» - такая же глупость, как и «плыть по течению». Не нужно отказываться от памяти, не нужно отказываться и от мышления. Нужно лишь сделать и то, и другое осознанным. Все проблемы возникают не оттого, что память плоха, - проблемы возникают оттого, что она работает сама по себе, без вашего осознавания и контроля. Выглядит это примерно так: 1. вы воспринимаете окружающую обстановку, 2. просматриваете в памяти имеющиеся там записи, 3. выбираете уже решенную задачу, наиболее похожую на текущую - и 4. используете решение этой старой задачи для решения новой. Вставил себе в голову диск с нужной программой и поехали Пока пластинка не доиграет до конца - думать не надо.
Шучу, конечно, но шутка эта не так уж далека от истины…

Иногда память срабатывает просто идеально - например, при завязывании шнурков. Ну, какой смысл каждый раз при завязывании шнурков изобретать новый узел? Можно, конечно, и поизобретать иногда в качестве упражнения, но жить так постоянно было бы довольно тяжко, и здесь память действительно оказывает неоценимую услугу. Однако завязывание шнурков или манипуляции вилкой за столом - это одно, а решение более сложных жизненных задач - другое, а механизмы в сознании действуют одни и те же. И если при завязывании шнурков повторяемость ситуации (задачи) почти стопроцентная, так что и ошибок в решении почти не возникает, то при решении более сложных задач вероятность ошибки резко
возрастает…

Итак, еще раз коротко повторю основную мысль Существует два способа решения жизненных задач: думанье и память. Первый решает задачу «здесь и сейчас» и формирует новые мысли, второй использует готовые решения. Второй способ в сознании имеет приоритет над первым и включается «самопроизвольно», стоит только задаче оказаться по каким-то ключевым признакам похожей на уже решенную когда-то.

Разумеется, у памяти есть существенные преимущества перед думаньем (иначе она не имела бы приоритета). Главное преимущество памяти - это скорость. Создание новой мысли все-таки достаточно длительный и трудный процесс, выбор готового решения из «архива» гораздо быстрее и экономичнее…

Для тех, кто разделяет мнение о том, что учиться думать полезно - предлагаю первое упражнение Попробуйте каждый раз, прежде чем завязать шнурки на ботинках, осознанно принять решение, использовать ли готовое «знание» из памяти или попробовать решить задачу заново - так, как будто вы шнурки никогда в жизни не завязывали. Попробуйте - очень полезно. Если новых узлов и не придумаете, так «хотя бы» поймете, как происходит переключение между думаньем и памятью. Если, конечно, захотите понять)))

0

7

Любая мысль должна завершаться действием. То есть движением тела.
Если вы все продумали, а действий нет - вы либо чего-то не додумали,
либо у вас проблемы с передачей управления из одной области
сознания (той, которая решает задачи) в другую (ту, которая двигает
телом).

Чем хороши боевые искусства - так это тем, что в них подобного рода
ошибки сразу видны. Если где-нибудь в другом месте можно очень
долго делать умное лицо и ничего не делать, то в бою этот номер
точно не пройдет Какое бы замечательное движение вы ни
придумали, каким бы оно ни было красивым, быстрым, точным и
эффективным в вашем представлении, если тело не двинулось и не
осуществило это движение - считайте, что его и не было. Мысль не
додумана. Задача не решена. И вы можете сколько угодно после этого
доказывать, что вы умнее, быстрее соображаете и вообще хороший
мальчик (или девочка), но фингал под глазом ясно всем покажет, что
это не так. Во всяком случае, не все задачи вы решаете одинаково
эффективно. Как минимум одну задачу (увернуться от кулака) вы
решить не сумели

Здесь, правда, есть еще одна тонкость. Дело в том, что мысли
создаются не только головой, но могут создаваться и телом. То есть
тело тоже думает! И здесь ситуация часто обратная - если «память
головы» часто путают с мышлением, то мышление тела часто
называют «памятью». Даже выражение такое есть: «память тела».
Память тела, конечно, тоже существует, но существует и мышление
тела. И боевые искусства тем и хороши, что позволяют научиться
различать мышление и память как на уровне «головы», так и на
уровне тела. Если тело двигается четко по заданной программе - это
память. Но если оно как-то двигается и решает поставленную задачу
(уходит из-под удара, например), а вы не понимаете, как оно это
сделало - это еще не значит, что работает память. Может быть, это
было мышление. Только не «головное», а мышление тела…

Единственный критерий различения памяти и думанья - это адекватность ситуации и точность решения задачи. Если тело
уходит из-под удара «здесь и сейчас», то точность должна быть
буквально миллиметровой. Если вы дернулись из-под удара на пару
сантиметров больше, чем было необходимо и достаточно - скорее
всего, сработала память. Если вы дернулись на пару сантиметров
меньше… ну, тогда понятно - вы получили по роже Независимо от
того, сработала ли память или это было думанье, задача не решена.
Можете теперь пойти к маме и рассказать ей, какой Васька дурак и
козел Это, кстати, тоже метод решения той же задачи, только уже
на другом уровне - социальном, так что Ваську вы может быть еще и
победите, но вот с фингалом все-таки придется походить вам, а не
ему...

Таким образом, боевые искусства можно использовать для… обучения
искусству думанья, искусству решения задач и достижения своих
целей. Ну, и наоборот - обучаясь достижению своих целей где-то еще,
можно использовать потом полученные знания в бою и таким образом
проверять, работают ли эти знания или это очередная болтология.

Понаблюдайте, чем заканчивается большинство ваших мыслей. Всегда
ли за мыслью следует действие? И всегда ли мысли вообще
заканчиваются, или продолжают крутиться и крутиться по кругу?

0

8

Условия задачи таковы, что все мы машины (и я в том числе). Мы все
не живем, а лишь отрабатываем некие программы, хранящиеся в
памяти. Если вас не поражает этот факт - можете спокойно жить
(точнее, спать) дальше, все дальнейшее написано не для вас. Если же
вы действительно осознали, насколько не вольны от этих программ -
перед вами встает очень простой выбор: смириться с этим или что-то
начать делать

И если вы выбираете начать путь к свободе, то проблема
превращается в задачу, которую надо как-то решать

Где же выход? А выход, как обычно, там же, где и вход
Да, мы все отрабатываем внешние раздражители по жестко заданным
алгоритмам. Но при этом мы все продолжаем нести ответственность
за свою жизнь просто потому, что это НАШИ алгоритмы. Мы сами их
когда-то создавали, пытаясь улучшить свою жизнь и освободить
сознание от рутинной работы. Даже если эти алгоритмы внесены
извне - родителями, школой и т.п. - все равно окончательное решение
(принимать этот алгоритм в свое сознание или нет и использовать ли
его в дальнейшем) каждый человек принимает САМ! Невозможно
человека заставить жить по какому-то алгоритму, если он сам не
согласится с этим!

Это во-первых. Во-вторых, даже после создания и закрепления
алгоритма вы все равно остаетесь его хозяином. То есть выбор запускать ли ту или иную программу или нет вы каждый раз
делаете сами! В плотном потоке работающих программ всегда есть
узкие щели - моменты, когда вы делаете этот выбор. Оцениваете
внешнюю ситуацию, выбираете из общего списка программу, которая
будет реагировать на раздражитель, и запускаете ее. Эти моменты
почти неуловимы, но именно в них и проявляется ваша настоящая
сущность. Именно в момент выбора вы свободны. И для того, чтобы
стать свободным окончательно и «абсолютно», нужно «всего лишь»
растянуть эти моменты на всю жизнь. То есть в каждый момент
времени воспринимать окружающий мир, осознанно делать выбор
подходящей «программы», осознанно «включать» и «отключать» эти
программы, если необходимо.

На языке боевых и воинских искусств это называется «находиться
здесь и сейчас»…

На языке эзотерики это - медитация…

На языке Кастанеды - сталкинг…

Ну, а по-русски - просто Жизнь

Помните эти строки?
«Есть только миг между прошлым и будущим,
Есть только миг - за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется Жизнь...»

0

9

А существует ли вообще свобода выбора?
Ответ очень прост: нет «свободы вообще»,
есть «свобода в частности». Если у вас есть выбор в конкретной
ситуации - значит, есть свобода (в этой ситуации). Если нет выбора -
нет и свободы (в этой ситуации). Если выбор из двух вариантов -
свободы мало, если из пятнадцати - чуть побольше… И т.д.
Абсолютной свободой обладают только боги, а у людей выбор всегда
ограничен и определяется предыдущей историей.

Так что свобода выбора есть, когда она есть. И ее нет, когда ее нет
Например, у вас есть выбор - читать этот выпуск дневника или нет.
Есть выбор - ответить на него или не ответить. Есть выбор - переслать
этот выпуск знакомому или не пересылать. Но у вас нет, например,
выбора - взлететь сейчас или нет. Нет выбора - почувствовать боль от
удара или нет. Нет выбора - пройти по воде или нет.

У вас нет А у кого-то этот выбор есть

В технике есть такой термин: «степень свободы». На мой взгляд,
термин очень удачный
Если несколько упростить, то он означает как раз количество
вариантов, по которым может двигаться тот или иной объект. И если
несколько расширить этот термин, то можно сказать, что каждая
конкретная ситуация характеризуется своей степенью свободы. И
каждый человек характеризуется своей степенью свободы. И, наконец,
каждый человек характеризуется тем, увеличивается ли со временем
его «степень свободы» или уменьшается…

Все люди делятся на тех, кто постоянно уменьшает свою «степень
свободы», и на тех, кто ее увеличивает. Первые стремятся накопить
как можно больше «правильных ответов» в памяти и постоянно
улучшают свои «программы», все больше и больше становясь
биороботами. Я таких людей называю Бойцами. Главная цель их жизни
- покой. Именно для этого они побеждают других и именно для этого
максимально оттачивают свои «программы» в памяти - чем точнее
программа, тем меньше надо думать и тем меньше беспокойства
вызывает жизнь. Если, конечно, это можно назвать жизнью…
Вторая категория людей - Воины. Они стремятся научиться думать, и
вместо накопления готовых программ делают выбор осознанно и
стремятся моменты выбора «продлить» на всю жизнь. О чем я,
собственно, и писал в нескольких последних выпусках…

Тот, кто стремиться к постоянному улучшению своих «программ»,
рано или поздно добивается покоя - пресловутый «сон наяву»
становится постоянным. Человек превращается в покойника уже при
жизни…

Тот же, кто стремиться к осознанности, рано или поздно может
добраться даже до выбора «взлетать сейчас или нет»… А может и не
добраться - но, по крайней мере, у него есть шанс…

И у вас есть выбор прямо сейчас - оставаться в первой категории или
переходить во вторую…

0

10

Наверное, все слышали историю про полную чашку? На всякий случай
расскажу ее еще раз:
К мастеру дзен Нан-ину пришел уважаемый профессор философии и
попросил рассказать о Дао. Нан-ин согласился и пригласил
профессора выпить чаю. Пока Нан-ин готовился к чайной процедуре,
профессор непрерывно говорил, излагая свои взгляды на Дао, дзен,
принцип у-вэй и т.д. Нан-ин начал наливать чай. Чашка профессора
уже наполнилась, а Нан-ин продолжал наливать… Чай полился через
край. «Что Вы делаете?» - воскликнул профессор. «Вы полны своими
знаниями, как эта чашка», - ответил Нан-ин, - «Как я могу рассказать
Вам что-то еще?»

Многие воспринимают эту историю как некую аллегорию. На самом же
деле она отражает вполне реальную механику работы сознания.
Механика эта заключается в том, что разум - очень рационален. И
если у вас уже есть знание о чем-то, то на новое оно не заменяется, даже если ваше знание ошибочно. То есть не заменяется «само
собой», неосознанно. Осознанно его заменить можно, но для этого
нужно специально прилагать усилия.

Этот эффект известен практически всем более-менее наблюдательным
инструкторам боевых искусств, которые хоть раз пытались переучить
человека, уже прошедшего какую-то другую школу. Сколько этим
дуракам не объясняй - удар упорно идет по старой траектории, корпус
упорно поворачивается так, как это нужно было для броска, который
уже известен ученику с прошлых занятий… Причем зачастую человек
вроде бы даже и старается понять и переучиться, но не получается…

Слово «дурак» я здесь произнес не случайно. Дурак - это не тот, кто
чего-то не знает. Это тот, знания которого неверны. Если вы чего-то
не знаете - стоит вам рассказать об этом, и вы будете это знать. Дурак
же остается дураком даже после десятка объяснений. Ну, допустим,
что человек всю жизнь прожил в деревне и не знает, что такое
многоэтажный дом. Дурак ли он? Да нет, конечно. Просто он не все
знает об устройстве мира, вот и все. Стоит кому-то рассказать ему про
многоэтажные дома - и он легко воспримет эту информацию. Даже
если поначалу она ему покажется почти невероятной, вряд ли ее
восприятие вызовет какое-то особое сопротивление. Ну, в крайнем
случае, у человека останутся какие-то сомнения в существовании
подобных объектов, но при первой же реальной встрече с ними он
сразу поймет, что вот это и есть многоэтажные дома, о которых ему
так много рассказывали…

Однако представим теперь, что первое знакомство с многоэтажными
домами у человека было при просмотре фильма ужасов, в котором
ясно было сказано, что все дома выше одного этажа - жилища
привидений, входить туда нельзя ни в коем случае и т.д. Поскольку
информация эта для человека новая, он и тут может выразить свое
сомнение в существовании подобных жилищ, однако информацию все
же воспримет. Как вы думаете, что будет, когда он попадет в город и
увидит многоэтажные дома вживую? Легко ли он сможет туда войти?
Как минимум, его спутникам придется несколько раз ему объяснять,
что не во всех многоэтажных домах водятся привидения. И не все они
такие уж страшные. И вообще фильмам ужасов доверять особо не
стоит и т.д. Удастся ли этого человека убедить войти в многоэтажный
дом - это еще большой вопрос… На все попытки переубеждения у него
есть практически неубиваемый аргумент: «я знаю, что это так».
Чашка полна. Человек смотрит в свою память, вызывает информацию
по ключевым словам «многоэтажный дом», видит, что информация
уже есть, и… отвергает любую новую информацию на эту тему, если
она противоречит старой. Вот если вы начнете ему рассказывать
какие-нибудь подробности о том, какие именно привидения водятся в
этих домах, какие у них повадки и т.д. - он выслушает вас с огромным
удовольствием и все запомнит. Но только попробуйте сказать, что
никаких привидений нет! «Я знаю, что это так»… «Файл с таким
именем уже существует, сохранение невозможно» Человек сверяет
свои старые данные с вновь поступившими, делает вывод «я это уже
знаю» и… остается дураком…

Некоторым почему-то кажется, что любые знания можно накапливать
до бесконечности, и ничего плохого в этом нет. И для того, чтобы
научиться, например, бесконтактному воздействию в боевых
искусствах, достаточно лишь узнать некие «секреты», тщательно
скрываемые школами и мастерами… Да ничего подобного! Чтобы
научиться чему-то новому, мало узнать это новое. Надо сначала
выбросить старое, иначе новое просто некуда будет положить. Места
в сознании хоть и много, но оно все-таки ограничено, и природа
выработала очень рациональные и экономичные способы его
использования. Если информация уже есть - она не воспринимается!
Нужно заменять ее сознательно.

Самое интересное начинается, когда дело касается не каких-то
абстрактных знаний о физиологии мозга, охоте в Африке или
особенностях чукотского снега, а о знаниях, лежащих в основании
личности. О знаниях, с помощью которых человек действительно
живет и решает задачи. Тогда мало того, что знание не заменяется на
новое - начинается еще и дикое сопротивление, вплоть до открытых
оскорблений и жестоких обид на того, кто пытается поставить эти
знания под сомнение. Ведь замена этого знания на новое означает - ни
много ни мало! - изменение всей личности. А это страшно и больно…
Для многих своя несравненная личность оказывается важнее каких-то
там знаний, истины и умения летать… И чем ничтожнее личность - тем
больше она о себе воображает и тем сложнее ее изменить…

Причем чем серьезнее новое знание противоречит уже имеющимся,
тем большую часть старых знаний надо выбросить, чтобы понять
новые. И тем сильнее внутреннее сопротивление. А все более-менее
серьезные знания (например, о том же бесконтактном воздействии)
лежат именно в основании личности. Представьте, например,
насколько нужно измениться, чтобы научиться думать по-новому! А
чтобы научиться летать?! Если все ваше существо прямо-таки вопит о
том, что летать невозможно - сможете ли вы взлететь? Вряд ли.
Сначала надо заменить это существо, которое вопит… А этого-то
делать очень не хочется… Кто его знает, сработает это новое знание,
которое говорит, что летать можно, или нет - а заменять-то надо… И
многие выбирают синицу в руках вместо журавля в небе…

Хотя чем-то это даже хорошо. По крайней мере, это дает надежду на
то, что свобода воли существует, все можно изменить и каждый сам
творец своей судьбы. Невозможно кого-то чему-то научить
насильно. Все, чему вы научились, вы научились сами. И менять это
знание на другое или нет - исключительно дело вашего личного
выбора.

И если кто-то, прочитав мою писанину, решит, что я не сказал ничего
нового, то я, собственно, ничего против этого и не имею
Действительно, ничего нового я не говорю. Файлы с такими именами у
вас всех уже есть

Если ваша чашка полна, никто не в силах ничего сделать. Это ваш
выбор - опустошать ее или нет…

0

11

Наверное, многие сталкивались с ситуацией, когда вроде бы и хочется
заменить свои знания на более эффективные, а не получается -
волей-неволей выскакивают старые заготовки.
Чтобы опустошить свою чашку, нужно осознать источник старого
знания и сделать выбор - нужно сейчас тебе это знание или нет. И
если нет, то заменить на новое… Только и всего

Но, как говориться, скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается, поэтому попробую объяснить тоже самое более подробно

Как происходит познание мира? Вот вы сталкиваетесь с чем-то новым,
и некоторое время изучаете это новое. Любую вещь или явление
можно изучать практически бесконечно, и постоянно находить в них
что-то еще не изученное. Однако время человеческой жизни
ограничено, поэтому рано или поздно вы прекращаете изучать новое
явление или вещь, делаете для них в сознании некое описание, и
включаете это описание в свою картину мира. Все. Процесс познания
на этом закончился… В дальнейшем при столкновении с этим же
предметом или явлением вы уже не изучаете его, а просто достаете из
памяти его описание, и спокойно им пользуетесь.

И все бы было ничего, но есть одно маленькое «но»… Процесс
познания мира в основном идет в первые годы жизни. Максимум лет
этак до пяти-семи. И всю оставшуюся жизнь вы пользуетесь знаниями,
полученными в этом возрасте. По крайней мере, если говорить о
базовых знаниях, формирующих личность - таких, как умение
двигаться, общаться, думать… В более позднем возрасте в основном
идет уже обучение дополнительным, не базовым знаниям, и ложатся
они на эту базовую «подкладку». Очевидно же, что умение решать
математические задачи или знание о том, где находится Африка
вторично по отношению к умению думать или двигаться? По-моему,
очевидно

Вас еще не передернуло от этой мысли? Тогда повторю ее еще раз
медленно
Большинство людей двигается, общается и думает на уровне
пяти-семилетнего ребенка.

Как же теперь освободиться от этого знания? (Кстати, обратите
внимание, как звучит вопрос - освободиться от знания. Значит,
знания делают несвободным? Это вам вопрос для самостоятельного
обдумывания.)

Освобождение от старых знаний происходит в несколько этапов:

Первый шаг - признать, что старое знание уже есть. Очень сложно
опустошить свою чашку, если считаешь, что она и так уже пуста, а ты
весь в приятии

Второй шаг - понять, откуда это знание взялось, когда и как. Что
было источником? В идеале нужно вспомнить тот миг и ситуацию,
когда это знание «входило» в тебя. Второй шаг - самый сложный.
Мало у кого хватает чистоты сознания, чтобы сразу вспомнить, что и
как он изучал в возрасте двух, трех или даже семи лет… Однако
сделать это необходимо. Кто читал Кастанеду - вспомните его
«перепросмотр». Кастанеда писал как раз об этом…

Наконец, третий шаг - сделать выбор, каким знанием пользоваться
дальше: старым или новым. Третий шаг, как правило, самый простой -
если второй проведен качественно, и вы действительно вспомнили,
когда и как получили свое знание об устройстве мира, то на третьем
шаге вы всего лишь оказываетесь перед вопросом: продолжать ли
жить со знаниями ребенка или «обновить» их до знаний, полученных
в более позднем возрасте. Выбор, как правило, очевиден

Вот, собственно, и все
Несмотря на простоту описания, освобождение от старых знаний -
дело не такое уж простое, и на первых порах оно будет идти плохо.
Естественно поэтому начинать не напрямую со знаний о том, как ты
говоришь, ходишь или думаешь, а с чего-нибудь попроще. Ну,
например, с того, как ты делаешь какой-нибудь удар или бросок, если
вести речь о боевых искусствах. Когда ты научился делать этот
бросок? Кто тебя учил? Почему надо делать именно так? Вспомни
состояние, в котором ты был, когда изучал этот прием. Вспомни
окружение. Вспомни, о чем думал тогда… Иногда освобождению
помогает описание всей этой ситуации на бумаге с ее последующим
сжиганием…

По мере набора опыта освобождение от старых знаний будет
получаться все проще и проще. Пока однажды ваше сознание не
станет таким чистым и текучим, что надобность в какой-то
специальной длительной работе вроде перепросмотра или сжигания
бумаг просто отпадет - избавление от старых знаний и получение
новых будет происходить «по ходу». Процесс познания станет
постоянным… Но до этого уровня я пока не дошел, так что это только
мои предположения. Проверяйте их сами

А теперь - контрольный вопрос в голову
Помните моего любимого солдата с плаката «А ты записался
добровольцем»? Представили? Вот он стоит и показывает пальцем на
тебя. Строго так смотрит и спрашивает:

А ТЫ с какого возраста знаешь, как устроен мир?

0

12

Существует несколько принципиально разных уровней восприятия:
узнавание, понимание и осознавание.

Узнавание - это то, что относится к памяти. Вы увидели нечто,
порылись в своих «кладовых знания», нашли нечто похожее и сказали:
«вот оно!» Правда, видеть вы при этом на самом деле перестали, и
смотрите не на реальный мир, а в свою память, но выглядит это
настолько естественно, что мы этого просто не замечаем... Узнавание
работает автоматически и очень быстро. Это, собственно, и есть тот
механизм памяти, который создает «сон наяву», и о котором я так
долго рассказывал…

Понимание - восприятие на уровень выше (или, если угодно, глубже).
Понимание происходит тогда, когда вы сталкиваетесь с чем-то, чего
еще нет в вашей памяти. Вы ищете это что-то в памяти, не находите
там ничего похожего, изучаете это и затем включаете в свою «систему
опознавания действительности» в качестве нового элемента. Для
включения в память нового элемента мало его просто запомнить,
нужно еще увязать его с уже существующими элементами. Поэтому
при понимании (в отличие от узнавания) кроме памяти включается
еще и «думалка».

Осознавание - восприятие еще более глубокое, чем понимание. Об
осознавании даже говорить трудно, так как любая речь так или иначе
«завязана» на уровень понимания, а осознавание происходит всегда
безмолвно, без слов и даже мыслей. Осознавание - это уровень
«до-мышленческий». Чем-то оно похоже на просветление.
Собственно, даже не похоже, а это оно и есть, только на
микроуровне. Осознавание самого себя и всего окружающего мира -
это просветление сознания в целом. Осознавание чего-то еще - это
просветление части сознания.

На уровне узнавания никаких проблем никогда не возникает - даже
если то, что вы увидели, похоже на уже виденное очень слабо, вы все
равно его узнаете. Вспомните, например, как вы входите в
какое-нибудь новое для вас помещение, и совершенно безошибочно
узнаете там столы или стулья, несмотря на то, что видите их впервые
в жизни…

На уровне понимания уже возникают проблемы - ведь то, с чем вы
столкнулись, может и не вписываться в уже существующую у вас в
сознании систему! Иногда один единственный факт заставляет
пересмотреть буквально все мировоззрение. Соответственно, зачастую
оказывается гораздо проще ничего не пересматривать, а либо
«узнать» то, что вы увидели (то есть перейти на уровень узнавания,
найти там хоть что-то, пусть даже очень отдаленно похожее, и
притянуть это что-то за уши), либо просто отмахнуться от нового
факта. Именно необходимостью пересмотра мировоззрения
объясняется большая часть «непониманий». Чаще всего непонимание -
это не признак глупости, а всего лишь психологическая защита,
позволяющая человеку сохранить свои знания в неприкосновенности.
Ведь если ты поставишь свои знания под сомнение, то тем самым
признаешься, что ты дурак… Естественно, быть дураком никто не
хочет, и поэтому всеми возможными и невозможными способами
пытается сохранить свое стихийно сформировавшееся мировоззрение
и не менее стихийно сформировавшуюся личность, как нечто самое
ценное на свете… Хотя из сказок всем доподлинно известно, что
только дурак может жениться на принцессе и стать царем

На уровне осознавания проблем еще больше, так как мало кто из
современных людей вообще с этим уровнем знаком. Пытаться
человеку что-то объяснить, чтобы он понял, еще как-то можно. Да и
то только тогда, когда он искренне пытается понять. А вот заставить
осознать что-то… В этом только дзэнские мастера сильны со своими
коанами, но и они могут лишь помочь ученику, но не могут его
заставить или научить чему-то насильно. А как быть с теми, кто
учиться не хочет? Я пока нашел только один ответ на этот вопрос:
предоставить их самим себе. Пусть жизнь учит… Жалко только иногда
бывает смотреть, как люди наворачиваются и ломаются о свои
собственные заморочки, упорно не желая признать, что их знания о
мире хоть в чем-то неверны. Но, в конце концов, это их жизнь, их
личное дело и их путь…

0

13

В русском языке слово «воля» имеет два значения: воля как свобода
(«вольный человек») и воля как черта характера («волевой человек»).
На первый взгляд, эти два значения едва ли не противоположны друг
другу. Действительно, если ты свободен, то нужна ли тебе «сила
воли»? Кажется, воля нужна тогда, когда свободы как раз нет, и
нужно преодолевать какие-то трудности…

Однако это только на первый взгляд. А если присмотреться второй
раз?
А со второго взгляда становится ясно, что оба эти значения - суть
одно. Почему и обозначаются одним словом. Русский язык вообще
редко ошибается - недаром некоторые утверждают, что когда-то он
был языком жреческим… Словосочетание «сила воли» означает
именно «силу свободы» и ничто иное! Именно в свободе - самая
большая сила. И единственный способ стать сильным - это стать
свободным, вольным. То же, что обычно понимают под «силой воли»,
никакого отношения к воле как раз не имеет. Чаще всего, когда
говорят, что нужно «тренировать волю», «усиливать волю» и т.п., то
имеют в виду «стиснуть зубы, терпеть трудности и идти напролом».
То есть под «силой воли» подразумевают способность изнасиловать
самого себя, и за счет накопленной ненависти что-то кому-то доказать
и куда-то прорваться. Зачем?!

Настоящая сила воли заключается в том, что ты осознанно делаешь
выбор, и в дальнейшем просто следуешь этому выбору. И это и есть
истинная свобода. И именно в этом - самая большая сила. Потому, что
свернуть с пути того, кто действительно принял осознанное
решение, практически невозможно. Не потому, что он идет напролом,
как бульдозер, и ничего вокруг не видит, а потому, что осознанное
решение принимается с учетом всех возможных и даже невозможных
обстоятельств, какие только могут быть. И если возникают по пути
какие-то препятствия, то они тут же очень просто и естественно
устраняются. Просто потому, что тебе действительно нужно дойти
туда, куда ты идешь. А если тебе действительно что-то нужно - весь
мир начинает тебе помогать в твоем движении. Стискивать же зубы и
насиловать самого себя приходится только тогда, когда ты НЕ принял
настоящего решения. Или принял решение, которое тебе навязали, а
на самом деле оно тебе вовсе не было нужно. Типичный и всем
знакомый пример такого рода - утренняя зарядка. Ну, кто не принимал
решение «с завтрашнего дня» или «с понедельника» начать делать
зарядку по утрам или бегать по парку? Почти все однажды такое
«решение» принимали. И почти все были уверены, что тренируют
таким образом свою волю. И мало у кого это получалось. Именно
потому, что «решение» было ненастоящим, а навязанным извне.

Не нужно тренировать какую-то мифическую волю. Это вообще
невозможно. Вдумайтесь сами - как можно «натренировать» свободу?!
Это даже звучит глупо. В лучшем случае вы натренируете способность
насиловать самого себя - а это не воля, это ее отсутствие.

Не нужно тренировать волю, ее нужно просто приобретать. То есть
становиться свободнее. Для чего осознавать свои ограничения и
избавляться от них. Вот и все

0

14

С волей (то есть свободой) напрямую связана ответственность.
Свобода - это не вседозволенность, как некоторые думают. Свобода -
это когда ты делаешь то, что ты хочешь. Но при этом и другие
делают то, что хотят они, и на твои действия вполне могут ответить
противодействием. А вот на это большинство «любителей свободы»
почему-то оказываются не готовыми. И даже порой обижаются, когда
на их «свободные» действия вдруг реагируют не менее свободно…
Одним словом, свобода всегда предполагает ответственность за свои
действия. Ты действуешь свободно, но при этом готов принять любые
последствия своих действий и ответить за них. Как сказал кто-то из
великих: «Свобода - это ответственность. Вот почему все ее так
боятся…»

Что такое ответственность? Как понятно из самого слова,
ответственность - это способность дать ответ. Какой ответ? Ответ на
вопрос, поставленный перед тобой жизнью. Не на вопрос, заявленный
прямо, а на сущностный, глубинный вопрос. На вопрос, разрешающий
ситуацию «раз и навсегда».

Ну, например. Стою я вчера на улице перед киоском и пью кофе.
Подходит ко мне здоровый такой детина с заросшей физиономией,
оглядывает меня с ног до головы и спрашивает: «Почем кофе?» Как
вы думаете, на какой жизненный вопрос я должен был ответить? В
чем была суть ситуации? Явно заявлен вопрос «почем кофе», а на
самом деле? А на самом деле вопрос был «ты че, козел, тут стоишь?»
Ну, или что-то в этом роде. Подраться человеку хотелось. Время
позднее, весна на улице, сексуальные брожения обостряются…

Так что я должен был ответить? Ответить на вопрос «почем кофе» -
значит, пойти на поводу у этого дебила. Скорее всего, «разговор» бы
затянулся. Дать сразу в репу - тоже значит пойти на поводу у этого
дебила. Я, конечно, проверил бы лишний раз свои бойцовские навыки
на эффективность, но ведь задачи такой у меня в тот момент не
было… С какой стати я должен откладывать свои задачи в сторону и
начинать решать задачи, предлагаемые мне другими?! Так что
делать?..

Я ответил: «Там все написано» и указал на ценники. При этом
подцепил его внимание и перевел на киоск, одновременно слегка
изменив положение тела так, чтобы он не мог меня достать в случае
начала боевых действий. Вот, собственно, и все
Скорее всего, он даже не понял, что произошло. Он просто потерял
меня из виду, проскользнул мимо меня к киоску и ввязался в
перепалку с продавщицей, оказавшейся более податливой на
агрессивные рожи…

Дал ли я ответ на вопрос, поставленный жизнью?.. Дал. Хотя,
возможно, можно было дать его и более точно... А дал ли ответ на
вопрос, поставленный жизнью, этот детина? Нет. Он явно хотел со
мной подраться или хотя бы поругаться, но в какой-то момент просто
потерял цель и не достиг того, чего хотел

Так на простеньких на первый взгляд ситуациях можно отслеживать,
насколько вы на самом деле свободны, и насколько вы несете
ответственность за свою жизнь. Я делал то, что хотел, и добился
своего. Этот небритый тоже делал то, что хотел, но не добился того,
чего хотел. Вот и весь «сухой остаток», остающийся от этой истории
после выбрасывания всякого мусора…

Как нетрудно догадаться, ответственность - не абсолютное понятие, а
относительное (так же, как и свобода). То есть ответственность может
быть больше или меньше, в зависимости от человека и обстоятельств.
Ответить абсолютно на все вопросы может далеко не каждый. Каждый
способен ответить только на определенный круг вопросов - и именно
в соответствии с этим кругом он и берет на себя ответственность.
Например, этот детина явно был готов к ответу на вопрос «удар в
репу», но оказался совершенно не готовым к играм с вниманием и
восприятием…

В общем, последите за собой и окружающими. Кто насколько на самом
деле свободен и кто насколько готов отвечать за результаты своих
действий? Вот человек сделал нечто. А что будет, если ситуация
пойдет не по тому сценарию, который он наметил? Готов ли он
ответить на вопрос, ответ на который не продумал заранее?..

Ну, и, наконец, традиционный контрольный вопрос в голову
А ТЫ несешь ответственность за свою жизнь?
Да?! А на сколько процентов?

0

15

Что такое очевидность? Если разбирать само слово, то это то, что
«очам видно». Однако чаще всего очевидность - это как раз то, чего
никто не видит. Странно, правда? Научиться видеть очевидности,
оказывается, не такая простая задача

И если вас хоть чуть-чуть интересует истина, то знайте, что истина -
это не очевидность! Истина всегда лежит ЗА очевидностью. Истина
глубже, чем очевидность. А очевидность - это то, что скрывает
истину, скрывает суть вещей. Очевидность - это то, что лежит на
поверхности. Очи, очевидно, смотрят именно на поверхность (мы же
не можем глазами посмотреть внутрь предмета!) А истина всегда в
глубине, а не на поверхности (иначе просто все бы ее знали).

Очевидность - это что-то типа воздуха. Это среда, в которой мы все
живем. Любая очевидность прозрачна, как стекло. Поэтому чаще
всего, когда вы слышите, что что-то «очевидно» - скорее всего,
что-то здесь не так
Человек, говорящий «очевидно, что…», чаще всего просто скрывает
собственное неведение. Причем чаще всего от самого себя

Ну, например, очевидно, что ваше тело твердое и плотное. Очевидно
же? Очевидно. А так ли это?.. Очевидно, что тело состоит из органов.
Очевидно? А так ли это? Вы ведь не проверяли? На живом-то и
движущемся теле точно никто не проверял - а кто сказал, что мертвое
или полумертвое (усыпленное под наркозом) тело устроено так же,
как живое и двигающееся?

Попробуйте выйти хоть чуть-чуть за рамки очевидности. Прямо сейчас
загляните внутрь себя. Прямо внутрь своего тела - якобы твердого и
плотного. Конечно, сложно объяснить, как это сделать, но думаю, что
у всех получится
Хотя с точки зрения современной науки это полная шиза
Итак, посмотрите внутрь своего тела. Что вы чувствуете? Органы?
Кости и мышцы? Твердость и плотность? Посмотрите внимательнее -
нет там ничего! Совсем ничего! В буквальном смысле. Внутри вашего
тела ПУСТОТА!!! Космическая пустота. Бездна…

Смотрите, смотрите внимательнее… Для вас все еще очевидно, что
тело твердое и состоит из органов?..

Если проделать это упражнение достаточно искренне, то в какой-то
момент для вас станет очевидным, что внутри тела - пустота и
ничего, кроме пустоты. В этот момент вы, наконец, увидели
очевидность. Которую не видели раньше потому, что смотрели сквозь
нее, как сквозь стекло. И подменяли на псевдо-очевидность,
подсунутую наукой, обществом или фиг знает кем еще…

Примерно так же дело обстоит и со многими другими
«очевидностями». Только выйдя ЗА очевидность, можно понять, как
же на самом деле устроен мир. И только тогда возможны чудеса, не
объяснимые современной наукой. Из понимания того, что ваше тело
есть пустота, например, прямой путь к способности просто исчезать из
поля зрения противника. Ну, или прямой путь в психушку, что тоже
случается нередко со всяческими «искателями просветления»… Но -
без боя нет победы, без риска нет чудес…

Вы хотите научиться делать чудеса? Тогда смотрите, смотрите на
очевидности. Так ли они очевидны?

0

16

Воин, как всем известно, идет по Пути
Странно выглядел бы Воин, сидящий дома на печке

А что такое Путь?

Путь - это некое направление, вдоль которого Воин движется к своей
свободе.

Вот так все просто Ключевые слова здесь - «направление» и
«движется»
Во-первых, Путь имеет направление. Направленность. Вектор
движения. То есть у Пути есть цель. И в конце Пути эта цель
достигается. Правильность направления Воин определяет сердцем, как
завещал нам великий дедушка дон Хуан
Во-вторых, по Пути нужно идти. Как только остановился - ты уже не
на Пути, ты стоишь рядом. Если вечером ты не приблизился к своей
цели по сравнению с тем, где ты был утром - ты стоишь, а не идешь,
как бы далеко ты не продвинулся в «абсолютном выражении» по
сравнению с теми, кто только встал на Путь. На Пути главное - это
движение, поэтому старые заслуги не играют здесь роли. Не имеет
значения, насколько далеко ты прошел, имеет значение, не
остановился ли ты…

Путь - это не физическая дорога, по которой можно пройти ногами.
Но он вполне реально существует как дорога внутренняя. И этот
внутренний Путь, как и любая внешняя дорога, имеет определенную
структуру. Или, если угодно, этапы. Например, вам надо сходить в
магазин через дорогу от дома. Сможете ли вы сразу попасть туда?
Нет. Вы не сможете перейти дорогу раньше, чем дойдете до нее. Вы
не сможете открыть дверь магазина раньше, чем перейдете дорогу. Вы
не сможете дойти до прилавка раньше, чем пройдете в дверь… По
отношению к физическим дорогам это все кажется очевидным. А вот
по отношению к путям внутренним у многих почему-то складывается
впечатление, что там действуют какие-то другие законы, и можно
достичь просветления, перепрыгнув сразу несколько шагов. Желание
получить «все и сразу», конечно, вполне понятно, но, к сожалению
(или к счастью?), законы внутреннего мира мало отличаются от
законов внешнего. У Пути тоже есть своя «карта», и нельзя сразу
попасть в конечную точку, минуя промежуточные станции. Нельзя,
например, освободиться от мыслей, не научившись их отслеживать.
Нельзя научиться отслеживать свои мысли, не научившись
концентрировать внимание и т.д. Существуют вполне определенные
этапы, через которые необходимо пройти и которые нельзя
перепрыгнуть…

Наконец, открою вам самую страшную Тайну Пути

Все, что я написал выше - полная чушь. Никакого Пути на самом деле
нет. Нет никакой направленности, нет никакого движения, нет
никаких изменений, нет никаких этапов. Есть только ты. И все
находится в тебе и с тобой прямо здесь и сейчас. Ты можешь попасть
в любую точку Пути в любой момент, для этого не надо никуда ходить.

Ты можешь стать абсолютно свободным безо всяких усилий. Прямо
сейчас. Но готов ли ты к этому?..

0

17

У одного Мастера дзен спросили: «Каков Путь дзен?»
«Когда я ничего не знал о дзен, для меня горы были горами, а реки
реками» - ответил Мастер, - «Когда я только начал изучать дзен, для
меня горы перестали быть горами, а реки перестали быть реками.
Наконец, сейчас, когда я постиг сущность дзен, для меня горы снова
стали горами, а реки - реками...»

О чем эта притча? О том, что процесс познания проходит в несколько
этапов. На первом этапе «горы это горы, а реки это реки», то есть
человек точно знает ответы на все вопросы. И познание вроде как и
не нужно. Но откуда он знает эти ответы? Откуда-то извне. Из
внешних источников. То есть кто-то ему сказал: «вот это горы, а вот
это реки», и он это просто запомнил. У него есть знание о горах и
реках, но оно внешнее, поверхностное. Это всего лишь память, а не
истинное знание.

На втором этапе человек начинает действительно заниматься
познанием себя и окружающего мира. А настоящее познание всегда
начинается с вопросов и неуверенности в том, что ты уже знаешь.
Иначе о каком познании может идти речь, если ты заранее уже знаешь
все ответы? На этом этапе «горы не есть горы, а реки не есть реки».
То есть человек начинает сомневаться во всех своих знаниях и часто
доходит до полного их отрицания.

Наконец, на третьем этапе человек познает себя и окружающий мир
(или какие-то части себя и мира) и понимает, что «горы это горы, а
реки это реки». То есть приходит к тому же, с чего когда-то начинал.
Но на сей раз знание о «горах» и «реках» - это действительное
знание, а не просто информация. То есть человек уже не просто
запомнил что-то о «горах» и «реках», а действительно понял это,
самостоятельно добравшись до истины.

Основным отличием первого и третьего этапов является то, что на
первом люди знают ОБ ЭТОМ, а на третьем они знают ЭТО.
Собственно, этой фразой все сказано и больше можно было бы ничего
и не добавлять

Я этот «закон развития» или «закон познания» называю «дзенским
циклом». Цикл, как вы помните, по-латыни значит «круг». Так что
«все возвращается на круги своя», только каждый раз на новом
уровне. Думаю, вы уже догадались, что это и есть та самая знаменитая
«спираль развития»

Для примера того, как «работает» дзенский цикл, можно привести
вопросы, обсуждавшиеся в прошлом выпуске. Вот, например, возьмем
фразу «видеть все как оно есть». Все знают, что видеть надо все
таким, какое оно есть, и жить в реальном мире, а не в своих иллюзиях.
Думаю, мало кто станет возражать против этого?
Однако как будет меняться содержание этой фразы при движении по
«дзенской спирали»? На первом этапе человек просто уверен, что он
видит все так, как оно есть, воспринимает мир напрямую, и у него нет
никаких иллюзий. На этом уровне он может и остаться, что и делает
абсолютное большинство
Но если человек начинает действительно развиваться и двигаться по
своему Пути, то в один прекрасный момент он с ужасом обнаруживает,
что у него ЕСТЬ иллюзии! Более того, их настолько много, что
отыскать среди них крупицы истинного мира бывает очень непросто!
Человек начинает эти иллюзии рассматривать, и в какой-то момент
вдруг понимает, что вообще ВСЕ есть иллюзия. Все, чем он жил до сих
пор - иллюзорно. Абсолютно все!
На этом этапе тоже можно остановиться, и остаток жизни провести в
иллюзиях, зная, что это всего лишь иллюзии
Но можно пройти еще дальше. И на следующем этапе действительно
научиться видеть все таким, какое оно есть. Избавиться от всех своих
иллюзий, и начать видеть истинный мир...

Тот же путь вы вынуждены будете пройти, если захотите, например,
«жить настоящим». Сначала человек просто убежден, что он «живет
настоящим». Затем он вдруг начинает замечать, что живет на самом
деле наполовину в воспоминаниях о прошлом, наполовину в мечтах о
будущем, но никак не в настоящем, не «здесь и сейчас». Если начать
изучать этот вопрос действительно искренне, то в какой-то момент
даже приходит убежденность в том, что «жить в настоящем» вообще
невозможно - надо или амнезию себе заработать, или полным
пофигистом стать, или еще чего-нибудь непотребное с собой сделать...
Наконец, на третьем этапе человек действительно научается жить
«здесь и сейчас», полностью осознавая все, что он делает.

Ну, а теперь, зная эту особенность процесса познания, попробуйте
искренне пересмотреть свои убеждения.
Действительно ли вы живете настоящим?
Действительно ли вы видите все таким, какое оно есть?
Действительно ли вы любите ближних своих?
Действительно ли вы живете так, как думаете о жизни?
Подумайте.

0

18

Что нужно, чтобы встать на Путь Воина? Для начала нужно... начать
сомневаться в себе. Первый шаг на Пути Воина - сомнение. Возможно,
звучит это странно, но для тех, кто читал предыдущий выпуск про
дзенский цикл, это должно быть уже понятно.

Действительно, на первом этапе дзенского цикла, когда познание и
движение по Пути еще не началось, у человека нет никаких сомнений.
Он точно знает ответы на все вопросы, точно знает, как устроен мир,
точно знает, как устроен он сам, убежден, что правильно все
понимает, уверен, что живет хорошо и т.д. и т.п. Но все это - на
самом деле псевдо-уверенность, потому что основана она не на
реальном знании и понимании, а на наборе заученных правил и
приемов. Настоящая уверенность в себе приходит только на третьем
этапе дзенского цикла, когда человек действительно понимает, как
устроен мир. Но для того, чтобы дойти до третьего этапа, нужно
пройти через второй. А второй этап - это отрицание первого, то есть
этап неуверенности. Неуверенности в себе, своих знаниях, умениях и
т.д.

А что нужно, чтобы начать сомневаться в себе? Да всего лишь
искренне ответить себе на один вопрос: доволен ли ты своей жизнью?
Нет ли чего-то такого, что тебе хотелось бы улучшить? Ну, хотя бы
свое материальное положение. Или отношения с людьми. Или умение
общаться. Или умение постоять за себя, в конце концов. Вряд ли
найдется хоть один человек, которому не хотелось бы улучшить в
своей жизни хоть что-то. Ну, а после ответа на простой вопрос «а что
ты хочешь улучшить в своей жизни?» остается только осознать, что
раз уж ты хочешь это улучшить и до сих пор не улучшил - значит,
чего-то ты в жизни все-таки не умеешь. Ну, а любые умения так или
иначе основаны на знаниях. И если ты чего-то не умеешь, то есть
повод задуматься, а все ли в порядке с твоими знаниями о мире и о
себе?

Ответы на эти вопросы не всегда оказываются приятными. Скорее
даже наоборот - чаще всего они оказываются неприятными и даже
болезненными. Жить столько лет и вдруг понять, что ты чего-то не
знаешь, не понимаешь и не умеешь - действительно не очень приятно.
Но только с этого момента и может начаться настоящее движение по
Пути. Пути Воина, Пути Познания, Пути Духовного Поиска - называйте
как хотите и с каких угодно больших букв. Суть от этого почти не
меняется. Главное - ответить на поставленный вопрос.

А доволен ли ты своей жизнью?

0

19

Истина существует и она познаваема. Из такого предположения
исхожу я. Можно исходить и из другого предположения - истины не
существует (или существует, но она непознаваема, так что ее
существование все равно ничего не меняет).

Казалось бы, какая разница, как считать? Как существование или
несуществование истины может повлиять на личную жизнь кого бы то
ни было? Оказывается, может, и очень существенно. Если истины не
существует, то все становится равным всему. Исчезает ориентир,
направление. Нет маяка, к которому можно было бы идти. Если
истины нет, то какая вообще разница, как относиться к чему бы то ни
было, как действовать, что думать, куда идти?..

Один из самых распространенных вариантов такого «агностицизма» -
любимое многими утверждение «у каждого своя истина». Если
копнуть чуть поглубже, то за этим утверждением всегда скрывается
одно и то же - неуверенность в себе. Утверждение «у каждого своя
истина» - это последнее и самое мощное оружие в любом споре. Имея
такую атомную бомбу в кармане, можно спокойно нести любую
ахинею, и все равно всегда окажешься прав! У тебя ведь есть «своя»
истина... И «истина» эта, естественно, всегда оказывается очень
приятной для тебя самого - можно, например, спокойно считать себя
гением, миллионером или просто очень счастливым человеком... И
сколько бы тебя не тыкали носом в то, что ты не в состоянии решить
какую-нибудь простенькую задачку, ходишь в обносках и постоянно
жалуешься на жизнь - ты все равно останешься гением, миллионером и
счастливым человеком, ибо это есть «истина» по определению...

Если же считать, что истина существует, то сразу меняется отношение
и к жизни, и к самому себе. Появляется нечто, по чему можно сверять
свои мысли и действия - та самая знаменитая объективность,
благодаря которой наука и добилась столь впечатляющих
результатов. Правда, за впечатляющие результаты приходится и
платить соответственно - теперь уже не так просто считать себя
гением, не придумав ничего гениального, или называть себя
миллионером, не имея ни гроша в кармане. Приходится признать, что
любая твоя мысль - это всего лишь мнение, которое может
соответствовать истине, а может и не соответствовать... И быть
готовым к тому, что в любой момент ты окажешься полным идиотом,
потому что вдруг выяснится, что то, в чем ты был твердо убежден всю
жизнь, совершенно не соответствует реальному миру...

Какое это имеет отношение к Пути Воина? Самое прямое - только
Воин способен принять за исходную точку утверждение о том, что
истина существует, и она познаваема. Почему? Да потому, что тогда
придется нести ответственность за это утверждение. И быть готовым
признать, что ты был не прав. Не-воины всегда предпочитают
оставлять про запас какое-нибудь утверждение вроде «у каждого своя
истина», «к истине можно только приблизиться, а точно узнать
нельзя» и т.п. Все подобные утверждения - это всего лишь «запасной
аэродром» на тот случай, если вдруг ваше мировоззрение и убеждения
войдут в противоречие с реальностью. Эти утверждения позволяют
сохранить лицо даже в ситуации, когда ты ясно понимаешь, что
ошибся и оказался в дураках... Вот тут и возникает вопрос: что для
тебя важнее - сохранить лицо и свои убеждения в
неприкосновенности, или понять, как же мир устроен на самом деле?..

0

20

глобального принципа - принципа недеяния, более известного под
китайским именем у-вэй.

Принцип айкидо заключается в том, чтобы не оказывать
сопротивления движению противника (в более общем случае - любому
движению - например, движению мысли, пример чего я и приводил в
предыдущем выпуске). Принцип у-вэй идет дальше и говорит о том,
что не только не нужно сопротивляться, но и более того - вообще ничего не нужно делать!

Хорошей иллюстрацией принципа у-вэй является тот же Морихей
Уэсиба, основатель айкидо - если вы видели его показательные
выступления, то вы меня поймете. О-сенсэй на этих выступлениях...
просто стоит или сидит в центре площадки, а вокруг него летают,
падают, прыгают, сталкиваются друг с другом люди, пытающиеся на
него напасть... Сам о-сенсэй при этом почти не двигается. Выглядит
это все очень странно, так что многие предпочитают на подобные
демонстрации заявлять, что это все поддавки или шоу, в котором все
движения заранее просчитаны и отрепетированы, как в голливудских
боевиках. Хотя на самом деле демонстрируется реальная боевая
схватка - просто Морихей Уэсиба дошел уже до понимания принципа
у-вэй, и ему достаточно совсем крохотных, почти незаметных
движений, чтобы сделать то, для чего другим нужно затратить
колоссальные усилия и пролить море пота...

Как дойти до истинного понимания принципа у-вэй? Так же, как и до
понимания любого другого принципа - путем его отрицания
Чтобы дойти до мягкости, нужно пройти через жесткость. Чтобы
дойти до недеяния, нужно пройти через деятельность. Так уж устроен
этот странный мир...

Чтобы понять, что такое недеяние, нужно заняться какой-нибудь
деятельностью. Желательно выходящей за ваш личный предел, чтобы
результат был почти недостижим. Тогда волей-неволей вам придется
оптимизировать собственные действия, увеличивать свою личную
«производительность», если это можно так назвать. А сделать это
можно одним-единственным способом - уменьшая количество
«деятельности». Выглядит это утверждение очень странным, но если
вы вдумаетесь, то поймете, что это так и есть. Ну, можно еще,
конечно, увеличивать количество времени, которые вы тратите на
деятельность, но этот путь жестко ограничен сверху двадцатью
четырьмя часами в сутках. Так что увеличение производительности за
счет увеличения времени быстро заканчивается, и единственным путем
остается уменьшение количества «деятельности» за счет увеличения
ее качества. А это и есть приближение к принципу у-вэй.

Простейший пример - бизнес. Допустим, чтобы заключить одну
сделку, вам нужно сделать тридцать звонков клиентам. Как увеличить
количество сделок? Нужно делать больше звонков. Или... увеличить
эффективность телефонных разговоров так, чтобы на заключение
сделки было достаточно сделать десять звонков вместо тридцати. В
первом случае вы будете тратить больше времени, а оно быстро
кончится. Во втором случае вы сделаете маленький шажок к
пониманию принципа недеяния, так как делать станете меньше, а
результат получать больше... Потом, после увеличения
эффективности телефонных разговоров, можно заняться увеличением
эффективности написания договоров, например. Или даже -
крамольная мысль! - увеличением эффективности собственного
мышления...

Так постепенно можно дойти даже до того, что вы не будете делать
вообще ничего, а вокруг вас будут летать, падать, прыгать и
сталкиваться друг с другом люди, вещи, деньги и события... Вот тогда
вы можете сказать, что кое-что поняли в этой жизни...

0


Вы здесь » Просто форум - йога, философия, эзотерика... » Практика йоги » Путь воина. Размышления,философия,практика.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно