СВЯТОЙ СЕРАФИМ
Преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949)
Двадцатый век, хотя и был веком атеизма, духовной деградации, войн, тем не менее, подарил России и всему миру многих замечательных подвижников и святых. Мы начинаем публиковать серию рассказов о великих святых разных религий, живших в 20 веке и в предшествующих ему столетиях. Невзирая на различия в религиозных представлениях, всех их объединяет самое важное – чистая любовь к Богу и сострадание к людям, готовность жертвовать собой ради счастья всего мира.
Преподобный Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии. Родители его были крестьянами и, когда в 10 лет он потерял отца и мать, то, уехав в Санкт-Петербург на заработки, устроился на службу в купеческой лавке. Во время работы в этой лавке он не только самостоятельно выучился грамоте, но обнаружил прекрасные способности к наукам и языкам.
Он мечтал уйти в монастырь и просился в Александро-Невскую Лавру, но лаврских схимник благословил его оставаться в миру, создать благочестивую семью, воспитать детей, после чего вместе с супругой посвятить оставшуюся жизнь монашескому подвигу. Так оно и случилось. После женитьбы в 1890 году на Ольге Найденовой (которая тоже с детства мечтала о монашеской жизни и вместо того была благословлена на создание семьи) юный Василий Николаевич развил доходный бизнес. Он успешно торговал в разных странах, стал миллионером, но всегда старался творить добро, помогал нуждающимся.
Так прошли годы. Постепенно желание целиком посвятить себя служению Богу становилось все сильнее. Принятию окончательного решения помог один удивительный случай. Однажды Василий Николаевич, возвращаясь из дальней поездки, заметил сидевшего на мостовой крестьянина в рубище, громко повторявшего : «Не как ты хочешь, а как Бог даст!»
Василий Николаевич пригласил крестьянина в карету (к неудовольствию кучера) и выяснил, что у него в родной деревне остались больные тифом семеро детей, жена, отец. Соседи боялись заразиться и в дом к ним не заходили. Отец попросил продать лошадь, а на вырученные деньги купить корову, чтобы как-то выжить. После продажи лошади воры отняли у бедняги последние деньги, а он был настолько слаб от голода, что не мог сопротивляться обидчикам. Тогда он сел на мостовую, горько заплакал и решил умереть здесь, повторяя: «Не как ты хочешь, а как Бог даст!»
Тогда Василий Николаевич поехал с ним на рынок, купил лошадей, телегу, нагрузил ее продуктами, привязал к ней корову и отдал вожжи телеги этому бедному крестьянину, который стал отказываться от даров, на что получил ответ: «Не как ты хочешь, а как Бог даст!»
Когда в тот же день Василий Николаевич вызвал к себе домой парикмахера, то все никак не мог сесть в кресло, а продолжал взволнованно ходить по комнате, повторяя: «Не как ты хочешь, а как Бог даст!» вдруг парикмахер упал на колени:»Барин, откуда ты узнал про меня, окаянного?» – и признался, что хотел убить его и ограбить. Василий Николаевич простил его, но велел больше на глаза не попадаться.
После этого случая он раздал большую часть своего состояния, а в сентябре 1920 года был принят в братство Александро-Невской Лавры. В 1927 году он принял схиму (пред принятием схимы старец 40 дней не вкушал пищи) с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского, и вскоре был избран духовником Лавры.
Многое было открыто старцу, а его духовные подвиги были ведомы только Богу. Люди со всех сторон России приезжали в Лавру получить его благословение, разрешить жизненные вопросы. Сам батюшка говорил в то время о своем подвиге духовничества: «Я словно хранилище, куда люди свое горе складывают».
В 1933 году, когда многих лаврских монахов арестовывали и ссылали в лагеря, старцу Серафиму из-за множества болезней власти разрешили поселиться в Вырице, небольшом поселке под Ленинградом. Здесь у старца Серафима в полную силу раскрылся дар прозорливости, дар вдохновенной молитвы и совершения чудес. Ему открывалось духовное состояние его чад, где бы они не находились, и если кому-то был особенно трудно, он, кроме молитвенной помощи, отправлял к скорбящим или больным своих посланцев, посылая какие-то подарки.
Так духовная дочь старца Феодосия, будучи до революции состоятельной, помогала Александра - Невской Лавре, но когда всех монахов репрессировали, то она также оказалась в ссылке. Вернулась она из лагерей, лишенная здоровья, средств к существованию, жилья, и была в полном отчаянии. Но посланница от Серафима позвала ее к старцу. Феодосия не поверила: «Если это мой духовный отец, то пусть он меня исцелит, тогда я поеду к нему». Услышав эти дерзкие слова, посланница ушла. А Феодосия наутро почувствовала прилив сил и бодрости, поэтому решилась на поездку в Вырицу. Когда приехала на место, то увидев старца Серафима, услыхала: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Феодисия со слезами упала в ноги своему наставнику и многие ее проблемы решились. Периодически к Отцу Серафиму наведывались сотрудники НКВД. Во время очередного такого визита больной отец Серафим подозвал к себе одного чекиста. Посмотрев на него ласково, старец приложил к его голове свою правую руку и произнес: «Да простятся тебе грехи твои, раб Божий,» – и назвал его имя. После этого грозные посетители смягчились.
В сентябре 1941 года в Вырицу вошли немцы. Но удивительно то, что, как и предсказывал всем старец, ни один дом в Вырице не пострадал и ни один человек не был убит.
Однажды немецкий комендант приказал убить Серафима, после того как ему донесли слова старца: «Немцы у нас гости, а долго в гостях не бывают: надо домой уходить». Ворвавшимся к нему немецким солдатам старец сказал: «О, убийцы пришли! А в кого будете стрелять? Видите, у меня крест со Спасителем. В Христа будете стрелять, а еще говорите, что верующие». Сказал он это по-немецки и затем, обращаясь к каждому из солдат, назвал количество детей, оставшихся у них дома. После этого старца не трогали.
Во время войны старец Серафим Вырицкий, кроме строгих постов и непрестанной молитвы, принял на себя особый подвиг ради спасения России. Тысячу ночей стоял он на камне перед иконой преподобного Серафима Саровского и с воздетыми руками молился, подражая подвигу своего небесного покровителя. Об этом старец написал в 1942 году такой стих:
И в радости и в горе монах, старец больной,
Идет к святой иконе, в саду, в тиши ночной,
Чтоб Богу помолиться за мир и всех людей
И Старцу поклониться о Родине своей:
Молись Благой Царице, великий Серафим,
Она Христа десница, Помощница больным,
Заступница убогих, одежда для нагих,
В скорбях великих многих спасет рабов своих…
В грехах мы погибаем, от Бога отступив,
И Бога оскорбляем в деяниях своих.
Близкие старца так вспоминают об этом подвиге: «В 1941 году дедушке шел уже 76 год. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и, он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом стояла небольшая яблонька с небольшим гранитным валуном из земли. Вот на этом-то камне и возносил молитвы отец Серафим. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими больными коленями на камень и простирал руки к небу… неоднократно мы просили его оставить этот подвиг, ведь можно было молиться и в келье, но он был беспощаден и к себе и к нам. Молился отец Серафим столько, насколько хватало сил, иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду. Он говорил нам: «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси…»
Многим людям отце Серафим, излечивая от болезней и помогая решать их проблемы. Еще полыхала война, а старец уже размышлял о мирной жизни, давал советы, как устраиваться, что делать после войны. Говорил он о будущих преобразованиях в стране, о восстановлении храмов, монастырей, о возрождении веры.
После войны люди часто спрашивали о судьбе пропавших без вести родных и старец всегда давал точные ответы. Одной женщине на подобный вопрос ответил: «приедет он, но не знаю, на каком паровике. Вот уже на кокой-то садится в Ленинграде». И в этот же день к женщине вернулся ее сын.
Также старец благословлял своих духовных чад строить гостиницы для приезжих к нему людей. Как правило, начинали стройку, не имея ни денег, ни материалов, но после благословения все неожиданно появлялось.
Многие исцелялись по молитвам старца от тяжелый болезней. Он говорил: «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали – молились, сеяли – молились, собирали урожай – молились. Сейчас мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена с недолжными мыслями и сознанием. Поэтому трапезу надо освящать».
Привезли однажды к старцу девочку, умирающую от дизентерии. Батюшка помолился, причастил ее и, в тот же день девочка исцелилась.
Еще одна женщина болела неизлечимой болезнью – саркомой. После благословения батюшки Серафима легла на операцию и все врачи изумились, что болезнь ушла полностью.
Многие из тех, кто бывал у старца, вспоминают, что возле дома, воздух был особенный и всякий приходящий к батюшке ощущал благодать, наполнявшую пространство вокруг дома.
В день кончины батюшка сказал: «Сегодня принять никого не могу. Буду молиться». Он пригласил в свою келью близких, благословил каждого иконой преподобного Серафима Саровского и все начали молиться. После причащения отец Серафим постоянно справлялся о времени. Он попросил читать отходную молитву и в два часа ночи он сказал: «Вот и все». Перекрестившись, последний раз, он произнес молитву: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь, спаси, Господи, и помилуй весь мир». И опустил руки на грудь.
В первый день после кончины отца Серафима одна из женщин, прошедших попрощаться со старцем, подвела ко гробу свою слепую дочь и велела поцеловать ему руку. Девочка поцеловала руку и тут же прозрела.
Похоронили отца Серафима в Вырице, на маленьком кладбище рядом с Казанским собором. Во время отпевания и погребения (а это был апрель 1949 года) тысячи людей пришли попрощаться с ним и многие говорили, что от тела отца Серафима шел необыкновенный аромат.
В августе 2000 года старец Серафим Вырицкий был причислен к лику святых.
ИЕРОСХИМОНАХ
Серафим Вырицкий
«От Меня это было»
(Духовное завещание)
Думал ли ты когда-либо,
Что все, касающееся тебя,
Касается и Меня?
Ибо касающееся тебя,
Касается зеницы ока Моего?Ты дорог в очах Моих,
многоценен,
и Я возлюбил тебя,
и поэтому для Меня
составляет особую отраду
воспитывать тебя.Когда искушения восстанут
На тебя, и враг придет, как река,
Я хочу, чтобы ты знал, что
От Меня это было.Что твоя немощь
Нуждается в Моей силе
И что безопасность твоя
заключается в том,
чтобы дать Мне возможность
бороться за тебя.Находишься ли ты
В трудных обстоятельствах,
Среди людей,
Которые тебя не понимают,
Которые не считаются с тем,
Что тебе приятно,
Которые тебя отстраняют,-
От Меня это было.Я – Бог твой, располагающий
Обстоятельствами.
Ты не случайно оказался
На твоем месте,
Это то самое место,
Которое Я тебе назначил.Не просил ли ты, чтобы
Я научил тебя смирению,-
Так вот смотри,
Я поставил тебя
Как раз в ту среду,
В ту школу,
Где этот урок изучается.
Твоя среда и живущие с тобою
Только выполняют Мою волю.Находишься ли ты в денежном
Затруднении, тебе трудно сводить
Концы с концами, знай, что
От Меня это было.Ибо Я располагаю твоими
Материальными средствами.
Я хочу, чтобы ты прибегал
Ко Мне и был бы
В зависимости от Меня
Мои запасы неистощимы.Я хочу, чтобы
Ты убеждался в верности Моей
И Моих обетований.
Да не будет того,
Чтобы тебе могли сказать
О нужде твоей: «Вы не верили
Господу Богу вашему»
(Второзак 8, 12-13).Переживаешь ли ты
Ночь скорбей.
Ты разлучен с близкими
И дорогими сердцу твоему,-
От Меня это было.Я - муж скорбей,
Изведавший болезни,
Я допустил это, чтобы ты
Обратился ко Мне
И во Мне мог найти
Утешение вечное.Обманулся ли ты в друге твоем,
В ком-нибудь, кому
Открыл сердце свое,-
От Меня это было.Я допустил этому
Разочарованию коснуться тебя,
Чтобы ты познал,
Что лучший друг твой
Есть Господь.
Я хочу, чтобы ты
Все приносил ко Мне
И говорил Мне.Наклеветал ли кто на тебя.
Предоставь это Мне,
И прильни ближе ко Мне,
Убежищу твоему, душею твоею,
Чтобы укрыться
От «пререкания языков».Я изведу, как свет, правду твою
И судьбу твою, яко полудне
(см.: ПС. 36, 6).Разрушились ли планы твои,
поник ли ты душею
И устал –
От Меня это было.Ты создавал себе свои планы,
И принес их Мне,
Чтобы Я благословил их.
Но Я хочу, чтобы ты
Предоставил Мне
Распоряжаться
Обстоятельствами
Твоей жизни,
И тогда ответственность
За все будет на Мне,
Ибо слишком тяжело
Для тебя это,
И ты один не можешь
Справиться с ними,
Так как ты только орудие,
А не действующее лицо.Посетили ли тебя
Неожиданные неудачи житейские
И уныние охватило
Сердце твое, знай –
От Меня это было.Ибо Я хочу, чтобы сердце
Твое и душа твоя
Были всегда пламенеющими
Пред очами Моими,
И побеждали бы именем Моим
Всякое малодушие.Не получаешь ты долго
Известий от близких и
Дорогих тебе людей
И по малодушию твоему
Впадаешь в отчаяние
И ропот, знай –
От Меня это было.Ибо этим томлением
Твоего духа Я испытываю
Крепость веры твоей
И непреложность обетования,
Силу дерзновенной
Твоей молитвы
О сих близких тебе.
Ибо не ты ли
Вручил их Покрову
Матери Моея Пречитыя,
Не ты ли некогда
Возлагал заботу о них
Моей промыслительной любви.Посетила ли тебя
Тяжкая болезнь,
Временная или неисцельная,
И ты оказался прикованным
К одру своему –
От Меня это было.Ибо Я хочу, чтобы ты познал
Меня еще глубже
В немощах своих телесных
И не роптал бы за сие
Ниспосланное тебе испытание,
Не старался
Проникнуть в Мои планы
Спасения душ человеческих
Различными путями,
но безропотно и покорно
Преклонил бы выю твою
Под благость Мою к тебе.Мечтал ли ты
Сотворить какое-либо
Особенное дело для Меня
И вместо того
Слег на одр
Болезни и немощи –
От Меня это было.Ибо тогда ты был бы
Погружен в дела свои,
И Я не мог бы привлечь
Мысли твои к Себе,
И Я хочу научить тебя
самым глубоким мыслям,
Что ты на службе у Меня.
Я хочу научить тебя сознавать,
Что ты – ничто.Некоторые из лучших
Соработников Моих суть те,
Которые отрезаны
От живой деятельности,
Чтобы научиться
Владеть оружием
Непрестанной молитвы.Призван ли ты неожиданно
Занять трудное и ответственное
Положение. Иди полагаясь
На Меня.
Я вверяю тебе эти трудности,
Ибо за это
Благословит тебя
Господь Бог твой
Во всех делах твоих,
На всех путях твоих, всем,
Что будет делаться
Твоими руками.
В сей день даю
В руку твою этот сосуд
Священного елея.
Пользуйся им свободно,
Дитя Мое.Каждое возникающее
Затруднение, каждое
Оскорбляющее тебя слово,
Каждая помеха в твоей работе,
Которая могла бы
Вызвать чувство досады и
Разочарования, каждое
Откровение твоей немощи
И неспособности – пусть
Будут помазаны этим елеем –
От Меня это было.Помни, что всякая помеха
Есть Божие наставление,
И потому положи
В сердце свое слово, которое Я объявил тебе
В сей день –
От Меня это было.Храни их, знай
И помни – всегда,
Что всякое жало притупится,
Когда ты научишься во всем
Видеть Меня.
Все послано Мною
Для совершенствования души твоей, -
От Меня это было.(Беседа с Богом)
Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез – ничто, что в тебе страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне.
Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты этого не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о Моей заботе о тебе.
* * * *
Когда скорби и уныние начнут терзать душу твою, вспомни, сколько радостей давал Я тебе в дни детства и отрочества.
* * * *
Сейчас Я не взираю на мерзкие дела твои, но слышу вопли и слезные стенания покаяния твоего – и они Мне дороги, потому что они теперь искренни и своевременны.
Ты дорог Мне, и потому Я так часто помогал тебе, отвращал тебя от смерти, пагубы и разных потрясений жизненных.
Ты дорог Мне, потому что образ искреннего покаяния не оставляет тебя, и желание исправиться крепнет в сознании и сердце твоем.
* * * *
Победи, - говорит в тебе внутренний голос. Победи все нехорошее в себе,- повторяет он. Так победи и докажи, что ты бесповоротно отошел от греха.
Будь человеком, не стыдящимся оказывать внимание маленьким, бедным, незаметным людям, в большинстве своем беззащитным, оказывая снисхождение к их немощам.
Будь человеком, у которого всегда можно найти поддержку, поэтому в обращении с людьми не позволяй себе проявлять черствость и нечуткость, чем ты столькраты согрешал в прежние годы.
* * * *
Ты одинок, но не забывай и помни всегда, что Я с тобою. Нелегко переживать чувство острой тоски и одиночества, но это неизбежный путь всех людей интуитивных и чувствительных. к чужому горю.
Я хочу, чтобы ты уже сейчас начал оправдывать доверие, которое Я вложил в сердце твое.
Я имею право требовать от тебя всего этого, ибо Я слишком много дал тебе.
Сколько предупреждений делал Я тебе об исправлении и покаянии!
Я жду от тебя ответа искреннего, согретого порывом души твоея.
Что тебе сейчас остается?
Стремиться к глубинной тишине, какая бывает на дне озер или в колодцах и глубоких хранилищах, и почаще замыкаться в пустыне сердца своего, не впадая в дремотную тишину.* * * *
Я хочу, чтобы ты был хозяином своих мыслей. Заметь, какие они бывают… когда работа идет точно, легко – мысли бывают свежи и свободны, они приходят короткие, прозрачные, текучие. Тебе только надо организовать их, ясно и точно обобщить. И надо много, много думать над ними, отбрасывая ненужные и чуждые из них.
Я хочу, чтобы работая над ними, ты соделал в сердце своем сокровищницу для творения непрестанной Иисусовой молитвы.
* * * *
Я хочу, чтобы ты был человеком с добрым характером, чтобы тебя никогда не покидало чувство справедливости, чтобы ты всегда поступал как надо, т.е. как повелевает тебе совесть твоя, чтобы от тебя люди учились благородству, обдуманности, рассудительности, великодушию и зрелостью каждого поступка и слова.
Я хочу, чтобы все знающие и окружающие тебя могли бы всегда сказать о тебе: вот человек, на которого во всем и везде можно положиться и которому можно довериться.
Я хочу, чтобы ты был чутким к окружающим, к горю и несчастию ближних своих.
Я хочу, чтобы ты всегда и больше давал, но не просил для себя.
Я хочу, чтобы ты укрепил в себе точность в работе, целеустремленность – как главный стимул MODUS VIVENDI.
Я хочу, чтобы у тебя мысли и дела не расходились.
К этому стремись, ибо Я хочу, чтобы ты был человеком с сильным характером, чтобы тебя никогда не покидала сила духа, исполнительность и способность отдавать всего себя тому делу, к которому ты призван и которое ты делаешь. Такой человек никогда не останавливается на половине, и это – основная черта его характера.
* * * *
Помни, что все случающееся с тобою промыслительно, и поэтому всякие мысли и попытки с твоей стороны ускорить движение дел твоих недостойны тебя и преступны. Верь, что все совершается по воле Моей, и раньше своего срока ничего на свете, и тем более с тобой, не случается. Поэтому тем мужественнее переживай все страдания, связанные с испытанием времени, неведения и ожидания, зная, что это от Меня было.
* * * *
Ободрись усталый путник!
Положись на Мою заботливую руку о тебе!
Ты видишь, что разными путями веду Я каждую душу христианскую к спасению. И тебе тоже, даже в одиннадцатый час жизни твоей, веду Я особым путем.
Следуй за Мной.
Я хотел видеть тебя надежным лицом для Меня, каким ты был когда-то. Так не колеблясь следуй за Мною. Ты должен поэтому быть свят во всем, во всех своих поступках, во всех своих помыслах, чтобы не оскорблять Мою святыню.