Сбежавшая лошадь. Китай
Давным – давно на севере Китая жил – был старик, у которого была прекрасная лошадь. И так хороша была, что люди приходили издалека, только чтобы посмотреть на нее. Они говорили хозяину, какое это благословение – иметь такую лошадь.
- Может, оно и так, отвечал он, - но даже благословение может быть проклятием.
И вот однажды лошадь убежала. Люди стали сочувствовать старику, говоря, какая его постигла неудача.
- Может, оно итак, - отвечал он, - но даже проклятие может быть благословением.
Пару недель спустя лошадь вернулась и привела 21 лошадь. По закону края он стал их собственником и разбогател! Соседи пришли поздравить его с такой удачей.
- Ты и впрямь благословен!
- Может оно и так, - ответил он, - но даже благословение может быть проклятием.
И вот несколько дней спустя единственный сын старика объезжая лошадь упал и сломал ногу. Соседи пришли посочувствовать старику. Несомненно, на него было наслано проклятие.
- Может, оно итак, - ответил он, - но даже проклятие может быть благословением.
Неделю спустя через деревню проезжал царь, собирая всех здоровых мужчин под знамена на войну. Все кто ушли из деревни не вернулись. И только сын старика уцелел его не взяли.
До сих пор в этой деревне говорят:’’ То, что кажется проклятием, может быть благословением. То, что кажется благословением, может быть проклятием.’’
Счастье
Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье
исполняло желания, что ему и следует делать, как я полагаю. Однажды
Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме
подходили люди и загадывали свои желания, а Счастье, естественно,
выполняло их. К яме подошёл молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не
стал ничего требовать, а спросил: "Тебе-то, Счастье, чего хочется?".
"Выбраться отсюда", - ответило Счастье. Парень помог ему выбраться и пошёл
своей дорогой. А Счастье побежало за ним.
Точка отсчёта
Байазид Бистами, суфийский Мастер, написал в своей автобиографии:
"Когда я был молод, основой всех моих молитв было желание изменить мир. Я просил:
— Господи, дай мне силы, чтобы я мог изменить мир!
Мне всё казалось неверным. Я был революционером, я хотел изменить лицо Земли.
Когда я повзрослел, я стал молиться так:
— Это, кажется, многовато; жизнь уходит из моих рук. Прошла половина, а я еще не изменил ни одного человека. Поэтому, позволь, о Господи, изменить мою семью!
А когда я состарился, я осознал, что даже семья — это слишком много. Ко мне пришла мудрость, и я понял, что если мне удастся изменить самого себя, этого будет достаточно, более чем достаточно. И я начал молиться так:
— Господи, я все понял, и хочу изменить самого себя! Позволь мне сделать это!
И тогда Бог ответил мне:
— Теперь уже у тебя не осталось времени. С этого следовало начинать. Ты должен был подумать об этом в самом начале".
Полная банка
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.В конце спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её.
Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.Студенты смеялись.
А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь.
Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.
Горошек - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль.
Песок - это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное - это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
- Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья
Она думает, что я настоящий!
Семья пришла в ресторан пообедать. Официантка приняла заказ у взрослых и затем повернулась к их семилетнему сыну.
— Что вы будете заказывать?
Мальчик робко посмотрел на взрослых и произнес:
— Я бы хотел хот-дог.
Не успела официантка записать заказ, как вмешалась мать:
— Никаких хот-догов! Принесите ему бифштекс с картофельным пюре и морковью.
Официантка проигнорировала ее слова.
— Вы будете хот-дог с горчицей или с кетчупом? — спросила она мальчика.
— С кетчупом.
— Я буду через минуту, — сказала официантка и отправилась на кухню.
За столом воцарилась оглушительная тишина. Наконец мальчик посмотрел на присутствующих и сказал:
— Знаете что? Она думает, что я настоящий!
Диспут
В соответствии с установившимися в дзэнском храме традициями, там мог остановиться только тот странствующий монах, - которому удавалось выиграть диспут о буддизме у кого-нибудь, из уже живших там, монахов.. Если же он терпел поражение, - ему полагалось идти дальше.
... В одном храме дзэн жили два брата-монаха. Старший прослыл своей мудростью и учёностью, а младший считался не столь мудрым, и, кроме того, он был без одного глаза.
Однажды странствующий монах попросил приюта, вызвав их, как полагалось, на диспут о тонкостях учения. Устав за день от занятий, старший брат попросил младшего пойти вместо себя.
- Иди и предложи дискутировать молча. - напутствовал он младшего брата.
Молодой монах и странник вошли в храм и расположились там.
Вскоре пришелец встал, и, зайдя к старшему брату, сказал:
- Твой младший брат – очень мудр.. Он выиграл у меня диспут..
- Расскажи мне, как это произошло, - попросил старший брат.
- Так вот, - начал странник, - сперва я поднял вверх один палец, - представляя Будду, Просветлённого.. Твой брат поднял два пальца, - обозначая Будду и его учение.. Тогда я поднял три пальца, - символизируя Будду, его учение и его последователей, живущих в гармонии.. На это он потряс перед моим лицом сжатым кулаком, - показывая, что все они происходят из одного и того же осознания.. Поэтому он победил меня.. И, значит, я не могу здесь больше оставаться.. Сказав так, путник ушёл.
- Где этот тип ? - спросил, вбегая, младший брат.
- Я понял, что ты победил его..
- Я не победил, но, зато сейчас я его отделаю!..
- Расскажи мне об этом диспуте.
- Едва завидев меня, он тут же поднял один палец, - нагло намекая на то, что у меня всего один глаз.. Поскольку он человек посторонний, то я решил быть с ним вежливым, и поднял два пальца, - поздравляя его с тем, что у него есть оба глаза.. В ответ этот негодяй поднял три пальца, показывая, - что у нас всего три глаза на двоих.. Тогда я настолько разозлился, - что замахнулся на него кулаком, решив ударить его.. Однако, он сбежал.
– Каждый человек должен вести себя так, как он хочет этого от других.
Сердце твоё должно желать для других того же, чего оно желает себе.
– Одна птица лакомилась ядовитыми ягодами, не причинявшими ей никакого вреда.
Однажды она собрала немного этих ягод и угостила ими свою подружку лошадь...
Как-то к Мастеру, известному своей мудростью, пришёл человек.
Он поведал ему обо всём, что его в жизни удручало, печалило, заботило, беспокоило, не давало покоя.
Полностью закончив свой рассказ, человек спросил:
– Почему у меня – такие проблемы?
Мастер ответил:
– Почтальон всегда приносит тебе – только твои письма, и никогда не приносит тебе чужие.
Мастер Мурамаса делал самурайские мечи – как разящее оружие.
Мастер Масамунэ – как оружие, которым защищают жизнь.
Чтобы сравнить остроту мечей – их клинки опустили в ручей, по которому плыли опавшие листья.
Все листья, что прикасались к мечу Мурамаса – оказывались рассечёнными на две части.
А меч Масамунэ – листья оплывали, не касаясь его.
Один человек считал, что обязан как следует отблагодарить Господа Бога, потому что однажды был спасен от угрожавшей его жизни опасности. Он спросил своего друга, что ему сделать, чтобы его благодарность была достойна самого Бога. Но в ответ тот рассказал ему такую историю.
Один мужчина всем сердцем любил некую женщину и просил ее выйти за него замуж. Но у нее были другие планы. И вот как-то раз, когда они вместе собирались перейти дорогу, эту женщину чуть было не сбил автомобиль, Ее спасло лишь то, что спутник, не потеряв присутствия духа, резко рванул ее назад. После этого женщина повернулась к нему и сказала: «Теперь я выйду за тебя»
«Как ты думаешь, как почувствовал себя этот мужчина?» — спросил его друг. Но вместо ответа тот лишь недовольно скривил рот.
«Видишь, — сказал друг, — может, и ты вызываешь у Бога те же чувства».
Один заядлый картёжник пожаловался Мастеру:
– Вчера я попался на шулерстве, меня избили и выкинули из окна.
Мастер смерил игрока внимательным взглядом и сказал:
– Играй только на первом этаже.
С удивлением взирая на Мастера, – ученики спросили:
– Почему Вы не порекомендовали ему бросить азартные игры?
– Потому что я знаю: он не бросит. – просто ответил Мастер.
Притча о....
Прознав о том, что в далёкой стране, высоко в горах, живёт великий Сэнсэй, он решил стать его инсэем... Долог и труден был его путь наверх, к Учителю..
– Мастер, Вы – великий Учитель!.. Я хочу знать, понимать и уметь всё то, что и Вы..
– Нет, – это было единственное слово, которое он услышал от Сэнсэя в ответ..
...Нельзя сказать, что такой ответ оказался для него неожиданным, потому что не раз доводилось слышать ему о всевозможных проверках и испытаниях, устраиваемых великими Учителями ...
Он подождал немного, но, повторить свою просьбу не решился, да и, счёл это излишним и неуместным. Постояв ещё некоторое время в раздумьях, он стал спускаться с горы...
Стоя у самого подножья горы, уже спустившись, он, не теряя надежду, всё-таки, оглянулся туда, где находился Мастер.. И... и, всё ещё не веря в такую свою удачу, он увидел призывный жест Учителя... Сложно описать переполнившие его в этот момент чувства.. Он чуть ли не взлетел обратно, на гору, к Учителю, повторяя и повторяя по пути: «Я знал! Я так и знал! Я так и знал, – это было испытание!.. Я знал! Я так и знал! Я так и знал, – это была проверка!..»
... Учитель посмотрел на него вновь, и, глядя прямо ему в глаза, сказал:
– Я чуть не забыл сказать тебе.. вот эти вот.. все свои мысли.. об испытаниях и о проверках.. ты выкини из головы, выкини..
Шторм
Некто, ищущий знания, попросил мудреца-отшельника быть его наставником.
Тот отказался.
– Но почему?
– Скажи мне, если корабль в море настигнет шторм, и ты будешь на палубе, то начнёшь ли искать капитана или схватишься за мачту корабля?
– Схвачусь за мачту, чтобы не смыло волной.
– Но капитан самый знающий на корабле, почему бы не найти его?
– В шторм капитан не поможет.
– Тогда зачем в своей жизни ты занимаешься поисками «капитана»?
– Но ведь Вы тоже ищете, и Ваш опыт поисков гораздо больше моего...
– Я? Меня уже смыла волна.
В одном далеком горном селении где-то на Востоке жил мальчик. Он с раннего детства стремился постичь все знания мира и поэтому каждый день посещал известного сельского мудреца, чтобы брать у него уроки мудрости. Но время шло и мальчик рос. И вот, в один прекрасный день, он превратился в молодого юношу и внезапно осознал, что те дни, когда мастер сможет дать ему что-то новое, уже на исходе. И он оказался прав. Через некоторое время, в очередную их встречу, мастер промолвил:
- Знаешь, мне больше нечему тебя учить. Ты очень мудр для своего возраста, и мне больше нечего тебе дать, но ты можешь начать претворять в жизнь полученную мудрость, чтобы обрести гармонию и счастье, и нести свет другим людям.
- Нет, не сейчас, - ответил юноша. Мне еще рано. Ведь я не постиг всей мудрости мира. Я пойду по свету и буду учиться мудрости у других учителей. Но прежде чем я уйду из селения, скажи мне, о учитель, возможно, здесь есть кто-то еще поблизости, кто может поделится со мной частицей мудрости?
Учитель внимательно посмотрел на юношу, задумался на мгновение и ответил:
- Пожалуй, да. На южном склоне горы на дальнем краю селения живет старый отшельник. Сходи к нему. Возможно, он сможет дать тебе что-то еще…
Юноша кивнул и отправился в путь. Он с трудом нашел старую обветшалую хижину на южном склоне горы над отвесным обрывом. Тропинка к ней уже почти полностью заросла жесткой травой, а крыша была изрядна потрепана временем. Но когда он вошел в хижину, то увидел старца с глазами изумительной глубины и тенью легкой улыбки на лице. Юноша сел напротив старика, который с любопытством его разглядывал, и поведал ему свою историю. Старец молчал несколько минут, глядя на юношу, как будто старался разглядеть все тончайшие детали его души, а потом промолвил:
- Знаешь, я не смогу дать тебе ключа ко всем знаниям мира. У меня есть всего лишь скромная история, которая может скрасить нашу беседу. И старец начал свой рассказ…
Где-то далеко в Японии, вблизи города Киото жил знаменитый мастер мечей. Он делал мечи уже много десятилетий и воистину достиг совершенства в своем ремесле. И каждый меч его был уникален, и в каждом клинке сочетались душа мастера и душа заказчика. Один меч был неутомим в битве, другой - был способен научить хозяина мастерству клинка, третий - быть украшением домашней коллекции холодного оружия…
Но у мастера была мечта. Он хотел создать совершенный клинок, который был бы настолько идеальным, что подходил бы всем и являлся самым великим клинком в мире. Но сколько он ни трудился - идеальный клинок не получался. И вот однажды он решил, что ему необходимо сосредоточиться на своей задаче. Он заперся в мастерской, отложил все другие заказы и начал работать. Он работал многие дни, практически не выходя наружу, и только солнце каждый день освещало его мастерскую сквозь маленькое окошко. Он работал от зари до зари, перемеряя и перековывая клинок, пока однажды не понял, что меч готов.
Тогда мастер вытер усталой рукой пот со лба, взял в руки свой клинок, который теперь казался ему совершенным, и взмахнул им, разрезая воздух перед собой. А затем он подошел к окну и увидел, как отблески света играют на острие меча. Но что-то в игре света показалось ему несовершенным. Но ведь с виду клинок был совершенно идеален! Как же разглядеть дефект? И тогда мастер взял стеклянный сосуд и наполнил его водой. Посмотрев на клинок через сосуд, он увидел его увеличенное изображение и ахнул, когда понял, что кажущаяся идеальной кромка лезвия на самом деле была покрыта зазубринами и рытвинами. И мастер в гневе бросил клинок в угол и вышел из мастерской.
Весь остаток дня он не мог найти себе места, а к ночи, когда усталое тело охватил сон, к нему явился Дух Мечей. Он завис большой тяжелой тенью над мастером и промолвил:
- Ты тот, кого я сопровождал многие годы. Я давал тебе силы и вдохновение и помогал тебе выковывать разные мечи, потому что в каждом из них была частичка твоей индивидуальности. И вот ты выковал свой лучший меч, но он тебе не нравится?
- Он не так идеален, как я хотел.
- Не идеален? Ха! В мире нет ничего идеального. Частицы металла неидеальной формы держатся друг за друга, не позволяя мечу развалиться в пыль. Вода из горного источника прекрасна на вкус, потому как несовершенна и содержит в себе примесь многих минералов. И нет совершенного в мире цветка, зато мы тонем в океане их многообразия. Совершенство в индивидуальности. Каждый твой меч был совершенен в чем-то своем…
Мастер вскочил с постели, моментально очнувшись ото сна. Он помчался среди ночи в мастерскую и достал из угла меч. Мастер очистил и отполировал его, а затем поместил на самое почетное место в своей коллекции как символ того дня, когда он осознал для себя нечто важное…
И когда старец закончил свой рассказ, он еще долго молчал и улыбался, смотря на юношу, а тот лишь молча встал через некоторое время, поблагодарил старца легким кивком и вышел из хижины. И когда он снова вошел в селение, это был уже совершенно иной человек, осознавший, что все знания, что ему нужны, есть при нем уже прямо сейчас…
Затем он вернулся к своему учителю и произнес:
- О великий мудрец. Спасибо за самый великий урок в моей жизни. Мне нет нужды искать все мудрости мира. Я могу дарить их сам….
Хорхе Луис Борхес.
Роза Парацельса
В лаборатории, расположенной в двух подвальных комнатах, Парацельс молил своего Бога, Бога вообще, Бога все равно какого, чтобы тот послал ему ученика. Смеркалось. Тусклый огонь камина отбрасывал смутные тени. Сил, чтобы подняться и зажечь железный светильник, не было. Парацельса сморила усталость, и он забыл о своей мольбе. Ночь уже стерла очертания запыленных колб и сосуда для перегонки, когда в дверь постучали. Полусонный хозяин встал, поднялся по высокой винтовой лестнице и отворил одну из створок. В дом вошел незнакомец. Он тоже был очень усталым. Парацельс указал ему на скамью; вошедший сел и стал ждать. Некоторое время они молчали.
Первым заговорил учитель.
- Мне знаком и восточный, и западный тип лица, - не без гордости сказал он. - Но твой мне неизвестен. Кто ты и чего ждешь от меня?
- Мое имя не имеет значения, - ответил вошедший. - Три дня и три ночи я был в пути, прежде чем достиг твоего дома. Я хочу быть твоим учеником. Я взял с собой все, что у меня есть.
Он снял торбу и вытряхнул ее над столом. Монеты были золотые, и их было очень много. Он сделал это правой рукой. Парацельс отошел, чтобы зажечь светильник. Вернувшись, он увидел, что в левой руке вошедшего была роза. Роза его взволновала.
Он сел поудобнее, скрестил кончики пальцев и произнес:
- Ты надеешься, что я могу создать камень, способный превращать в золото все природные элементы, и предлагаешь мне золото. Но я ищу не золото, и если тебя интересует золото, ты никогда не будешь моим учеником.
- Золото меня не интересует, - ответил вошедший. - Эти монеты - всего лишь доказательство моей готовности работать. Я хочу, чтобы ты обучил меня Науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню.
Парацельс медленно промолвил:
- Путь - это и есть Камень. Место, откуда идешь, - это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь. Каждый шаг является целью.
Вошедший смотрел на него с недоверием. Он отчетливо произнес:
- Значит, цель все-таки есть?
Парацельс засмеялся.
- Мои хулители, столь же многочисленные, сколь и недалекие, уверяют, что нет, и называют меня лжецом. У меня на этот счет иное мнение, однако допускаю, что я и в самом деле обольщаю себя иллюзиями. Мне известно лишь, что есть Дорога.
Наступила тишина, затем вошедший сказал:
- Я готов пройти ее вместе с тобой; если понадобится - положить на это годы. Позволь мне одолеть пустыню. Позволь мне хотя бы издали увидеть обетованную землю, если даже мне не суждено на нее ступить. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерства.
- Когда? - с тревогой произнес Парацельс.
- Немедленно, - с неожиданной решимостью ответил ученик.
Вначале они говорили на латыни, теперь по-немецки.
Юноша поднял перед собой розу.
- Говорят, что ты можешь, вооружившись своей наукой, сжечь розу и затем возродить ее из пепла. Позволь мне быть свидетелем этого чуда. Вот о чем я тебя прошу, и я отдам тебе мою жизнь без остатка.
- Ты слишком доверчив, - сказал учитель. - Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна вера.
Вошедший стоял на своем.
- Именно потому, что я недоверчив, я и хочу увидеть воочию исчезновение и возвращение розы к жизни.
Парацельс взял ее и, разговаривая, играл ею.
- Ты доверчив, - повторил он. - Ты утверждаешь, что я могу уничтожить ее?
- Каждый может ее уничтожить, - сказал ученик.- Ты заблуждаешься. Неужели ты думаешь, что возможен возврат к небытию? Неужели ты думаешь, что Адам в Раю мог уничтожить хотя бы один цветок, хотя бы одну былинку?
- Мы не в Раю, - настойчиво повторил юноша, - здесь, под луной, все смертно.
Парацельс встал.
- А где же мы тогда? Неужели ты думаешь, что Всевышний мог создать что-то, помимо Рая? Понимаешь ли ты, что Грехопадение - это неспособность осознать, что мы в Раю?
- Роза может сгореть, - упорствовал ученик.
- Однако в камине останется огонь, - сказал Парацельс.
- Стоит тебе бросить эту розу в пламя, как ты убедишься, что она исчезнет, а пепел будет настоящим.
- Я повторяю, что роза бессмертна и что только облик ее меняется. Одного моего слова хватило бы чтобы ты ее вновь увидел.
- Одного слова? - с недоверием сказал ученик. - Сосуд для перегонки стоит без дела, а колбы покрыты слоем пыли. Как же ты вернул бы ее к жизни?
Парацельс взглянул на него с сожалением.
- Сосуд для перегонки стоит без дела, - повторил он, - и колбы покрыты слоем пыли. Чем я только не пользовался на моем долгом веку; сейчас я обхожусь без них.
- Чем же ты пользуешься сейчас? - с напускным смирением спросил вошедший.
- Тем же, чем пользовался Всевышний, создавший небеса, и землю, и невидимый Рай, в котором мы обитаем и который сокрыт от нас первородным грехом. Я имею в виду Слово, познать которое помогает нам Каббала.
Ученик сказал с полным безразличием:
- Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и появление розы. К чему ты при этом прибегнешь - к сосуду для перегонки или к Слову, - для меня не имеет значения.
Парацельс задумался. Затем он сказал:
- Если бы я это сделал, ты мог бы сказать, что все увиденное - всего лишь обман зрения. Чудо не принесет тебе искомой веры. Поэтому положи розу.
Юноша смотрел на него с недоверием. Тогда учитель, повысив голос, сказал:
- А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?
Вошедший, охваченный волнением, произнес:
- Я сознаю свое нынешнее ничтожество. Я заклинаю тебя во имя долгих лет моего будущего послушничества у тебя позволить мне лицезреть пепел, а затем розу. Я ни о чем больше не попрошу тебя. Увиденное собственными глазами и будет для меня доказательством.
Резким движением он схватил алую розу, оставленную Парацельсом на пюпитре, и швырнул ее в огонь. Цвет истаял и осталась горсточка пепла. Некоторое время он ждал слов и чуда.
Парацельс был невозмутим. Он сказал с неожиданной прямотой:
- Все врачи и аптекари Базеля считают меня шарлатаном. Как видно, они правы. Вот пепел, который был розой и который ею больше не будет.
Юноше стало стыдно. Парацельс был лгуном или же фантазером, а он, ворвавшись к нему, требовал, чтобы тот признал бессилие всей своей колдовской науки.
Он преклонил колени и сказал:
- Я совершил проступок. Мне не хватило веры, без которой для Господа нет благочестия. Так пусть же глаза мои видят пепел. Я вернусь, когда дух мой окрепнет, стану твоим учеником, и в конце пути я увижу розу.
Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?
Оставленные золотые монеты были бы милостыней. Уходя, он взял их. Парацельс проводил его до лестницы и сказал ему, что в этом доме он всегда будет желанным гостем. Оба прекрасно понимали, что встретиться им больше не придется.
Парацельс остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнеся Слово. И возникла роза.
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бро-сал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погиб-нут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.
Эпилог
Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, ни-когда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.
ЕГО глаза были глазами искателя, они были открыты навстречу всему неизведанному и , возможно, поэтому он обнаружил такую надпись на одном из камней:
АБДУЛ ТАРЕГ, ПРОЖИЛ 8 ЛЕТ, 6 МЕСЯЦЕВ, 2 НЕДЕЛИ и 3 ДНЯ.
Он невольно вздрогнул, поняв, что это был не просто камень, а надгробная плита.
Он почувствовал жалость при мысли о том, что ребенок прожил так немного.
Оглядевшись, искатель увидел, что и на соседней плите тоже есть надпись. Он приблизился, чтобы прочитать ее. Надпись гласила:
ЯМИР КАЛИБ, ПРОЖИЛ 5 ЛЕТ, 8 МЕСЯЦЕВ и 3 НЕДЕЛИ.
Искатель был потрясен. Это прекрасное место было кладбищем, а каждый камень - могилой.
Одну за другой он принялся читать надписи.
Все они были схожими: имя и скурпулезно подсчитанное время жизни.
Но самым ужасным оказалось то, что человеку, прожившему дольше всех, было чуть больше одиннадцати лет.
Сильно Опечаленный этим открытием, он сел и заплакал.
К нему подошел проходивший мимо смотритель кладбища.
Заметив, что искатель плачет, он спросил, не оплакивает ли он какого-либо родственника.
- Нет, не родственника,-ответил искатель.
- Что здесь происходит? Что случилось в этом городе? Почему столько детей похоронено в этом месте? Что за проклятие лежит на этих людях?
Старик улыбнулся и сказал:
- Успокойтесь. Никогого проклятия нет. У нас есть древний обычай. Хотите я расскажу вам о нем... И он начал свой рассказ:
"Когда Юноше исполняется 15 лет, родители дарят ему книжечку. Такую, как у меня. Ее носят на шее. С этого момента каждый раз, переживая что-то очень приятное, открываешь книжечку и записываешь в ней:
СЛЕВА - ЧТО ВЫЗВАЛО НАСЛАЖДЕНИЕ.
СПРАВА - СКОЛЬКО ДЛИЛИСЬ ЭТИ МГНОВЕНИЯ.
Такая вот традиция.
Например, ты познакомился с девушкой и влюбился. Продолжительной ли оказалась радость знакомства? Сколько длилась безумная страсть? Неделю? Две? Три с половиною?
Затем волнение первого поцелуя...это необычное удовольствие. Как его измерить? Полторы минуты? Столько, сколько длиться поцелуй? Или еще добавить переживания, связанные с ним, его послевкусие. Два дня? Неделю?
Потом - рождение первого ребенка...
А свадьба друзей?
А долгожданное путешествие?
А встреча с братом, который вернулся из далекой страны?
Сколько было отпущено наслаждений?
Часы? Дни?
И так мы отмечаем в книжечке каждый момент радости... Каждое мгновение.
У нас так заведено:
Когда кто-то умирает,
нужно открыть книжечку
и сложить время наслаждения,
чтобы записать его на могиле.
Потому-что для нас только это и есть действительно ПРОЖИТАЯ ЖИЗНЬ".
Жил-был на свете большой красивый камень. Протекавший мимо ручей до блеска отполировал его бока, которые так и сверкали на солнце. Но со временем ручей высох, а камень продолжал лежать на пригорке. Вокруг него было раздолье для высоких трав и ярких полевых цветов.
Сверху камню хорошо была видна пробегавшая внизу мощеная дорога, по обочине которой были свалены в кучу голыши и булыжники.
Оставшись в одиночестве без привычного журчания веселого ручья, камень все чаще стал с тоской поглядывать вниз на дорогу, где всегда царило оживление. Однажды ему сделалось так грустно, что он не выдержал и воскликнул:
- Не век же мне вековать одному! Что проку от трав и цветов? Куда разумнее жить бок о бок с моими собратьями на проезжей дороге, где жизнь бьет ключом.
Сказав это, он сдвинулся с насиженного места и стремглав покатился вниз, пока не очутился на дороге среди таких же, как он, камней.
Кто только не проходил и не проезжал по дороге! И колеса повозок с железными ободьями, и копыта лошадей, коров, овец, коз, и щегольские сапоги с ботфортами, и подбитые гвоздями крепкие крестьянские башмаки.
Камень оказался в дорожной толчее, где его грубо отшвыривали в сторону, топтали, крошили, обдавали потоками грязи, а порою он бывал выпачкан по уши коровьим пометом.
Куда девалась его былая красота! Теперь он с грустью посматривал вверх, на пригорок, где когда-то мирно лежал среди благоухающих цветов и разнотравья. Ему ничего более не оставалось, как тщетно мечтать о возврате утраченного спокойствия. Не зря говорят: "Что имеем - не храним, потерявши - плачем".