Просто форум - йога, философия, эзотерика...

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Притчи, истории

Сообщений 21 страница 40 из 356

21

О манерах и еде

Даосская притча

Мудрую Свинью спросили:
— Почему во время еды ты становишься в пищу ногами?
— Я люблю ощущать еду не только ртом, но и телом, — отвечала мудрая Свинья. — Когда я, насыщаясь, ощущаю прикосновение пищи к ногам, то получаю от этого двойное удовольствие.
— А как быть с манерами, присущими достойному воспитанию?
— Манеры предназначены для окружающих, а удовольствие для себя. Если основа удовольствия исходит от моей природы, то само удовольствие приносит пользу, — объясняла Мудрая Свинья.
— Но ведь и манеры приносят пользу!
— Когда манеры приносят мне больше пользы, чем удовольствия, я не ставлю ноги в еду, — гордо ответила свинья и ушла по своим делам.

0

22

Сбежавшая лошадь. Китай

Давным – давно на севере Китая жил – был старик, у которого была прекрасная лошадь. И так хороша была, что люди приходили издалека, только чтобы посмотреть на нее. Они говорили хозяину, какое это благословение – иметь такую лошадь.
- Может, оно и так, отвечал он, - но даже благословение может быть проклятием.
И вот однажды лошадь убежала. Люди стали сочувствовать старику, говоря, какая его постигла неудача.
- Может, оно итак, - отвечал он, - но даже проклятие может быть благословением.
Пару недель спустя лошадь вернулась и привела 21 лошадь. По закону края он стал их собственником и разбогател! Соседи пришли поздравить его с такой удачей.
- Ты и впрямь благословен!
- Может оно и так, - ответил он, - но даже благословение может быть проклятием.
И вот несколько дней спустя единственный сын старика объезжая лошадь упал и сломал ногу. Соседи пришли посочувствовать старику. Несомненно, на него было наслано проклятие.
- Может, оно итак, - ответил он, - но даже проклятие может быть благословением.
Неделю спустя через деревню проезжал царь, собирая всех здоровых мужчин под знамена на войну. Все кто ушли из деревни не вернулись. И только сын старика уцелел его не взяли.
До сих пор в этой деревне говорят:’’ То, что кажется проклятием, может быть благословением. То, что кажется благословением, может быть проклятием.’’

Счастье

Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье
исполняло желания, что ему и следует делать, как я полагаю. Однажды
Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме
подходили люди и загадывали свои желания, а Счастье, естественно,
выполняло их. К яме подошёл молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не
стал ничего требовать, а спросил: "Тебе-то, Счастье, чего хочется?".
"Выбраться отсюда", - ответило Счастье. Парень помог ему выбраться и пошёл
своей дорогой. А Счастье побежало за ним.

Точка отсчёта

Байазид Бистами, суфийский Мастер, написал в своей автобиографии:
"Когда я был молод, основой всех моих молитв было желание изменить мир. Я просил:
— Господи, дай мне силы, чтобы я мог изменить мир!
Мне всё казалось неверным. Я был революционером, я хотел изменить лицо Земли.
Когда я повзрослел, я стал молиться так:
— Это, кажется, многовато; жизнь уходит из моих рук. Прошла половина, а я еще не изменил ни одного человека. Поэтому, позволь, о Господи, изменить мою семью!
А когда я состарился, я осознал, что даже семья — это слишком много. Ко мне пришла мудрость, и я понял, что если мне удастся изменить самого себя, этого будет достаточно, более чем достаточно. И я начал молиться так:
— Господи, я все понял, и хочу изменить самого себя! Позволь мне сделать это!
И тогда Бог ответил мне:
— Теперь уже у тебя не осталось времени. С этого следовало начинать. Ты должен был подумать об этом в самом начале".

Полная банка

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.В конце спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её.
Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.Студенты смеялись.
А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь.
Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.
Горошек - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль.
Песок - это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное - это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
- Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья

Она думает, что я настоящий!

Семья пришла в ресторан пообедать. Официантка приняла заказ у взрослых и затем повернулась к их семилетнему сыну.
— Что вы будете заказывать?
Мальчик робко посмотрел на взрослых и произнес:
— Я бы хотел хот-дог.
Не успела официантка записать заказ, как вмешалась мать:
— Никаких хот-догов! Принесите ему бифштекс с картофельным пюре и морковью.
Официантка проигнорировала ее слова.
— Вы будете хот-дог с горчицей или с кетчупом? — спросила она мальчика.
— С кетчупом.
— Я буду через минуту, — сказала официантка и отправилась на кухню.
За столом воцарилась оглушительная тишина. Наконец мальчик посмотрел на присутствующих и сказал:
— Знаете что? Она думает, что я настоящий!

Диспут

В соответствии с установившимися в дзэнском храме традициями, там мог остановиться только тот странствующий монах, - которому удавалось выиграть диспут о буддизме у кого-нибудь, из уже живших там, монахов.. Если же он терпел поражение, - ему полагалось идти дальше.
... В одном храме дзэн жили два брата-монаха. Старший прослыл своей мудростью и учёностью, а младший считался не столь мудрым, и, кроме того, он был без одного глаза.
Однажды странствующий монах попросил приюта, вызвав их, как полагалось, на диспут о тонкостях учения. Устав за день от занятий, старший брат попросил младшего пойти вместо себя.
- Иди и предложи дискутировать молча. - напутствовал он младшего брата.
Молодой монах и странник вошли в храм и расположились там.
Вскоре пришелец встал, и, зайдя к старшему брату, сказал:
- Твой младший брат – очень мудр.. Он выиграл у меня диспут..
- Расскажи мне, как это произошло, - попросил старший брат.
- Так вот, - начал странник, - сперва я поднял вверх один палец, - представляя Будду, Просветлённого.. Твой брат поднял два пальца, - обозначая Будду и его учение.. Тогда я поднял три пальца, - символизируя Будду, его учение и его последователей, живущих в гармонии.. На это он потряс перед моим лицом сжатым кулаком, - показывая, что все они происходят из одного и того же осознания.. Поэтому он победил меня.. И, значит, я не могу здесь больше оставаться.. Сказав так, путник ушёл.
- Где этот тип ? - спросил, вбегая, младший брат.
- Я понял, что ты победил его..
- Я не победил, но, зато сейчас я его отделаю!..
- Расскажи мне об этом диспуте.
- Едва завидев меня, он тут же поднял один палец, - нагло намекая на то, что у меня всего один глаз.. Поскольку он человек посторонний, то я решил быть с ним вежливым, и поднял два пальца, - поздравляя его с тем, что у него есть оба глаза.. В ответ этот негодяй поднял три пальца, показывая, - что у нас всего три глаза на двоих.. Тогда я настолько разозлился, - что замахнулся на него кулаком, решив ударить его.. Однако, он сбежал.

– Каждый человек должен вести себя так, как он хочет этого от других.
Сердце твоё должно желать для других того же, чего оно желает себе.
– Одна птица лакомилась ядовитыми ягодами, не причинявшими ей никакого вреда.
Однажды она собрала немного этих ягод и угостила ими свою подружку лошадь...

Как-то к Мастеру, известному своей мудростью, пришёл человек.
Он поведал ему обо всём, что его в жизни удручало, печалило, заботило, беспокоило, не давало покоя.
Полностью закончив свой рассказ, человек спросил:
– Почему у меня – такие проблемы?
Мастер ответил:
– Почтальон всегда приносит тебе – только твои письма, и никогда не приносит тебе чужие.

Мастер Мурамаса делал самурайские мечи – как разящее оружие.
Мастер Масамунэ – как оружие, которым защищают жизнь.
Чтобы сравнить остроту мечей – их клинки опустили в ручей, по которому плыли опавшие листья.
Все листья, что прикасались к мечу Мурамаса – оказывались рассечёнными на две части.
А меч Масамунэ – листья оплывали, не касаясь его.

Один человек считал, что обязан как следует отблагодарить Господа Бога, потому что однажды был спасен от угрожавшей его жизни опасности. Он спросил своего друга, что ему сделать, чтобы его благодарность была достойна самого Бога. Но в ответ тот рассказал ему такую историю.
Один мужчина всем сердцем любил некую женщину и просил ее выйти за него замуж. Но у нее были другие планы. И вот как-то раз, когда они вместе собирались перейти дорогу, эту женщину чуть было не сбил автомобиль, Ее спасло лишь то, что спутник, не потеряв присутствия духа, резко рванул ее назад. После этого женщина повернулась к нему и сказала: «Теперь я выйду за тебя»
«Как ты думаешь, как почувствовал себя этот мужчина?» — спросил его друг. Но вместо ответа тот лишь недовольно скривил рот.
«Видишь, — сказал друг, — может, и ты вызываешь у Бога те же чувства».

Один заядлый картёжник пожаловался Мастеру:
– Вчера я попался на шулерстве, меня избили и выкинули из окна.
Мастер смерил игрока внимательным взглядом и сказал:
– Играй только на первом этаже.
С удивлением взирая на Мастера, – ученики спросили:
– Почему Вы не порекомендовали ему бросить азартные игры?
– Потому что я знаю: он не бросит. – просто ответил Мастер.

Притча о....

Прознав о том, что в далёкой стране, высоко в горах, живёт великий Сэнсэй, он решил стать его инсэем... Долог и труден был его путь наверх, к Учителю..
– Мастер, Вы – великий Учитель!.. Я хочу знать, понимать и уметь всё то, что и Вы..
– Нет, – это было единственное слово, которое он услышал от Сэнсэя в ответ..
...Нельзя сказать, что такой ответ оказался для него неожиданным, потому что не раз доводилось слышать ему о всевозможных проверках и испытаниях, устраиваемых великими Учителями ...
Он подождал немного, но, повторить свою просьбу не решился, да и, счёл это излишним и неуместным. Постояв ещё некоторое время в раздумьях, он стал спускаться с горы...
Стоя у самого подножья горы, уже спустившись, он, не теряя надежду, всё-таки, оглянулся туда, где находился Мастер.. И... и, всё ещё не веря в такую свою удачу, он увидел призывный жест Учителя... Сложно описать переполнившие его в этот момент чувства.. Он чуть ли не взлетел обратно, на гору, к Учителю, повторяя и повторяя по пути: «Я знал! Я так и знал! Я так и знал, – это было испытание!.. Я знал! Я так и знал! Я так и знал, – это была проверка!..»
... Учитель посмотрел на него вновь, и, глядя прямо ему в глаза, сказал:
– Я чуть не забыл сказать тебе.. вот эти вот.. все свои мысли.. об испытаниях и о проверках.. ты выкини из головы, выкини..

Шторм

Некто, ищущий знания, попросил мудреца-отшельника быть его наставником.
Тот отказался.
– Но почему?
– Скажи мне, если корабль в море настигнет шторм, и ты будешь на палубе, то начнёшь ли искать капитана или схватишься за мачту корабля?
– Схвачусь за мачту, чтобы не смыло волной.
– Но капитан самый знающий на корабле, почему бы не найти его?
– В шторм капитан не поможет.
– Тогда зачем в своей жизни ты занимаешься поисками «капитана»?
– Но ведь Вы тоже ищете, и Ваш опыт поисков гораздо больше моего...
– Я? Меня уже смыла волна.

В одном далеком горном селении где-то на Востоке жил мальчик. Он с раннего детства стремился постичь все знания мира и поэтому каждый день посещал известного сельского мудреца, чтобы брать у него уроки мудрости. Но время шло и мальчик рос. И вот, в один прекрасный день, он превратился в молодого юношу и внезапно осознал, что те дни, когда мастер сможет дать ему что-то новое, уже на исходе. И он оказался прав. Через некоторое время, в очередную их встречу, мастер промолвил:
- Знаешь, мне больше нечему тебя учить. Ты очень мудр для своего возраста, и мне больше нечего тебе дать, но ты можешь начать претворять в жизнь полученную мудрость, чтобы обрести гармонию и счастье, и нести свет другим людям.
- Нет, не сейчас, - ответил юноша. Мне еще рано. Ведь я не постиг всей мудрости мира. Я пойду по свету и буду учиться мудрости у других учителей. Но прежде чем я уйду из селения, скажи мне, о учитель, возможно, здесь есть кто-то еще поблизости, кто может поделится со мной частицей мудрости?
Учитель внимательно посмотрел на юношу, задумался на мгновение и ответил:
- Пожалуй, да. На южном склоне горы на дальнем краю селения живет старый отшельник. Сходи к нему. Возможно, он сможет дать тебе что-то еще…
Юноша кивнул и отправился в путь. Он с трудом нашел старую обветшалую хижину на южном склоне горы над отвесным обрывом. Тропинка к ней уже почти полностью заросла жесткой травой, а крыша была изрядна потрепана временем. Но когда он вошел в хижину, то увидел старца с глазами изумительной глубины и тенью легкой улыбки на лице. Юноша сел напротив старика, который с любопытством его разглядывал, и поведал ему свою историю. Старец молчал несколько минут, глядя на юношу, как будто старался разглядеть все тончайшие детали его души, а потом промолвил:
- Знаешь, я не смогу дать тебе ключа ко всем знаниям мира. У меня есть всего лишь скромная история, которая может скрасить нашу беседу. И старец начал свой рассказ…
Где-то далеко в Японии, вблизи города Киото жил знаменитый мастер мечей. Он делал мечи уже много десятилетий и воистину достиг совершенства в своем ремесле. И каждый меч его был уникален, и в каждом клинке сочетались душа мастера и душа заказчика. Один меч был неутомим в битве, другой - был способен научить хозяина мастерству клинка, третий - быть украшением домашней коллекции холодного оружия…
Но у мастера была мечта. Он хотел создать совершенный клинок, который был бы настолько идеальным, что подходил бы всем и являлся самым великим клинком в мире. Но сколько он ни трудился - идеальный клинок не получался. И вот однажды он решил, что ему необходимо сосредоточиться на своей задаче. Он заперся в мастерской, отложил все другие заказы и начал работать. Он работал многие дни, практически не выходя наружу, и только солнце каждый день освещало его мастерскую сквозь маленькое окошко. Он работал от зари до зари, перемеряя и перековывая клинок, пока однажды не понял, что меч готов.
Тогда мастер вытер усталой рукой пот со лба, взял в руки свой клинок, который теперь казался ему совершенным, и взмахнул им, разрезая воздух перед собой. А затем он подошел к окну и увидел, как отблески света играют на острие меча. Но что-то в игре света показалось ему несовершенным. Но ведь с виду клинок был совершенно идеален! Как же разглядеть дефект? И тогда мастер взял стеклянный сосуд и наполнил его водой. Посмотрев на клинок через сосуд, он увидел его увеличенное изображение и ахнул, когда понял, что кажущаяся идеальной кромка лезвия на самом деле была покрыта зазубринами и рытвинами. И мастер в гневе бросил клинок в угол и вышел из мастерской.
Весь остаток дня он не мог найти себе места, а к ночи, когда усталое тело охватил сон, к нему явился Дух Мечей. Он завис большой тяжелой тенью над мастером и промолвил:
- Ты тот, кого я сопровождал многие годы. Я давал тебе силы и вдохновение и помогал тебе выковывать разные мечи, потому что в каждом из них была частичка твоей индивидуальности. И вот ты выковал свой лучший меч, но он тебе не нравится?
- Он не так идеален, как я хотел.
- Не идеален? Ха! В мире нет ничего идеального. Частицы металла неидеальной формы держатся друг за друга, не позволяя мечу развалиться в пыль. Вода из горного источника прекрасна на вкус, потому как несовершенна и содержит в себе примесь многих минералов. И нет совершенного в мире цветка, зато мы тонем в океане их многообразия. Совершенство в индивидуальности. Каждый твой меч был совершенен в чем-то своем…
Мастер вскочил с постели, моментально очнувшись ото сна. Он помчался среди ночи в мастерскую и достал из угла меч. Мастер очистил и отполировал его, а затем поместил на самое почетное место в своей коллекции как символ того дня, когда он осознал для себя нечто важное…
И когда старец закончил свой рассказ, он еще долго молчал и улыбался, смотря на юношу, а тот лишь молча встал через некоторое время, поблагодарил старца легким кивком и вышел из хижины. И когда он снова вошел в селение, это был уже совершенно иной человек, осознавший, что все знания, что ему нужны, есть при нем уже прямо сейчас…
Затем он вернулся к своему учителю и произнес:
- О великий мудрец. Спасибо за самый великий урок в моей жизни. Мне нет нужды искать все мудрости мира. Я могу дарить их сам….

Хорхе Луис Борхес.

Роза Парацельса

В лаборатории, расположенной в двух подвальных комнатах, Парацельс молил своего Бога, Бога вообще, Бога все равно какого, чтобы тот послал ему ученика. Смеркалось. Тусклый огонь камина отбрасывал смутные тени. Сил, чтобы подняться и зажечь железный светильник, не было. Парацельса сморила усталость, и он забыл о своей мольбе. Ночь уже стерла очертания запыленных колб и сосуда для перегонки, когда в дверь постучали. Полусонный хозяин встал, поднялся по высокой винтовой лестнице и отворил одну из створок. В дом вошел незнакомец. Он тоже был очень усталым. Парацельс указал ему на скамью; вошедший сел и стал ждать. Некоторое время они молчали.
Первым заговорил учитель.
- Мне знаком и восточный, и западный тип лица, - не без гордости сказал он. - Но твой мне неизвестен. Кто ты и чего ждешь от меня?
- Мое имя не имеет значения, - ответил вошедший. - Три дня и три ночи я был в пути, прежде чем достиг твоего дома. Я хочу быть твоим учеником. Я взял с собой все, что у меня есть.
Он снял торбу и вытряхнул ее над столом. Монеты были золотые, и их было очень много. Он сделал это правой рукой. Парацельс отошел, чтобы зажечь светильник. Вернувшись, он увидел, что в левой руке вошедшего была роза. Роза его взволновала.
Он сел поудобнее, скрестил кончики пальцев и произнес:
- Ты надеешься, что я могу создать камень, способный превращать в золото все природные элементы, и предлагаешь мне золото. Но я ищу не золото, и если тебя интересует золото, ты никогда не будешь моим учеником.
- Золото меня не интересует, - ответил вошедший. - Эти монеты - всего лишь доказательство моей готовности работать. Я хочу, чтобы ты обучил меня Науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню.
Парацельс медленно промолвил:
- Путь - это и есть Камень. Место, откуда идешь, - это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь. Каждый шаг является целью.
Вошедший смотрел на него с недоверием. Он отчетливо произнес:
- Значит, цель все-таки есть?
Парацельс засмеялся.
- Мои хулители, столь же многочисленные, сколь и недалекие, уверяют, что нет, и называют меня лжецом. У меня на этот счет иное мнение, однако допускаю, что я и в самом деле обольщаю себя иллюзиями. Мне известно лишь, что есть Дорога.
Наступила тишина, затем вошедший сказал:
- Я готов пройти ее вместе с тобой; если понадобится - положить на это годы. Позволь мне одолеть пустыню. Позволь мне хотя бы издали увидеть обетованную землю, если даже мне не суждено на нее ступить. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерства.
- Когда? - с тревогой произнес Парацельс.
- Немедленно, - с неожиданной решимостью ответил ученик.
Вначале они говорили на латыни, теперь по-немецки.
Юноша поднял перед собой розу.
- Говорят, что ты можешь, вооружившись своей наукой, сжечь розу и затем возродить ее из пепла. Позволь мне быть свидетелем этого чуда. Вот о чем я тебя прошу, и я отдам тебе мою жизнь без остатка.
- Ты слишком доверчив, - сказал учитель. - Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна вера.
Вошедший стоял на своем.
- Именно потому, что я недоверчив, я и хочу увидеть воочию исчезновение и возвращение розы к жизни.
Парацельс взял ее и, разговаривая, играл ею.
- Ты доверчив, - повторил он. - Ты утверждаешь, что я могу уничтожить ее?
- Каждый может ее уничтожить, - сказал ученик.- Ты заблуждаешься. Неужели ты думаешь, что возможен возврат к небытию? Неужели ты думаешь, что Адам в Раю мог уничтожить хотя бы один цветок, хотя бы одну былинку?
- Мы не в Раю, - настойчиво повторил юноша, - здесь, под луной, все смертно.
Парацельс встал.
- А где же мы тогда? Неужели ты думаешь, что Всевышний мог создать что-то, помимо Рая? Понимаешь ли ты, что Грехопадение - это неспособность осознать, что мы в Раю?
- Роза может сгореть, - упорствовал ученик.
- Однако в камине останется огонь, - сказал Парацельс.
- Стоит тебе бросить эту розу в пламя, как ты убедишься, что она исчезнет, а пепел будет настоящим.
- Я повторяю, что роза бессмертна и что только облик ее меняется. Одного моего слова хватило бы чтобы ты ее вновь увидел.
- Одного слова? - с недоверием сказал ученик. - Сосуд для перегонки стоит без дела, а колбы покрыты слоем пыли. Как же ты вернул бы ее к жизни?
Парацельс взглянул на него с сожалением.
- Сосуд для перегонки стоит без дела, - повторил он, - и колбы покрыты слоем пыли. Чем я только не пользовался на моем долгом веку; сейчас я обхожусь без них.
- Чем же ты пользуешься сейчас? - с напускным смирением спросил вошедший.
- Тем же, чем пользовался Всевышний, создавший небеса, и землю, и невидимый Рай, в котором мы обитаем и который сокрыт от нас первородным грехом. Я имею в виду Слово, познать которое помогает нам Каббала.
Ученик сказал с полным безразличием:
- Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и появление розы. К чему ты при этом прибегнешь - к сосуду для перегонки или к Слову, - для меня не имеет значения.
Парацельс задумался. Затем он сказал:
- Если бы я это сделал, ты мог бы сказать, что все увиденное - всего лишь обман зрения. Чудо не принесет тебе искомой веры. Поэтому положи розу.
Юноша смотрел на него с недоверием. Тогда учитель, повысив голос, сказал:
- А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?
Вошедший, охваченный волнением, произнес:
- Я сознаю свое нынешнее ничтожество. Я заклинаю тебя во имя долгих лет моего будущего послушничества у тебя позволить мне лицезреть пепел, а затем розу. Я ни о чем больше не попрошу тебя. Увиденное собственными глазами и будет для меня доказательством.
Резким движением он схватил алую розу, оставленную Парацельсом на пюпитре, и швырнул ее в огонь. Цвет истаял и осталась горсточка пепла. Некоторое время он ждал слов и чуда.
Парацельс был невозмутим. Он сказал с неожиданной прямотой:
- Все врачи и аптекари Базеля считают меня шарлатаном. Как видно, они правы. Вот пепел, который был розой и который ею больше не будет.
Юноше стало стыдно. Парацельс был лгуном или же фантазером, а он, ворвавшись к нему, требовал, чтобы тот признал бессилие всей своей колдовской науки.
Он преклонил колени и сказал:
- Я совершил проступок. Мне не хватило веры, без которой для Господа нет благочестия. Так пусть же глаза мои видят пепел. Я вернусь, когда дух мой окрепнет, стану твоим учеником, и в конце пути я увижу розу.
Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?
Оставленные золотые монеты были бы милостыней. Уходя, он взял их. Парацельс проводил его до лестницы и сказал ему, что в этом доме он всегда будет желанным гостем. Оба прекрасно понимали, что встретиться им больше не придется.
Парацельс остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнеся Слово. И возникла роза.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бро-сал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погиб-нут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.

Эпилог
Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, ни-когда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.

ЕГО глаза были глазами искателя, они были открыты навстречу всему неизведанному и , возможно, поэтому он обнаружил такую надпись на одном из камней:
АБДУЛ ТАРЕГ, ПРОЖИЛ 8 ЛЕТ, 6 МЕСЯЦЕВ, 2 НЕДЕЛИ и 3 ДНЯ.
Он невольно вздрогнул, поняв, что это был не просто камень, а надгробная плита.
Он почувствовал жалость при мысли о том, что ребенок прожил так немного.
Оглядевшись, искатель увидел, что и на соседней плите тоже есть надпись. Он приблизился, чтобы прочитать ее. Надпись гласила:
ЯМИР КАЛИБ, ПРОЖИЛ 5 ЛЕТ, 8 МЕСЯЦЕВ и 3 НЕДЕЛИ.
Искатель был потрясен. Это прекрасное место было кладбищем, а каждый камень - могилой.
Одну за другой он принялся читать надписи.
Все они были схожими: имя и скурпулезно подсчитанное время жизни.
Но самым ужасным оказалось то, что человеку, прожившему дольше всех, было чуть больше одиннадцати лет.
Сильно Опечаленный этим открытием, он сел и заплакал.

К нему подошел проходивший мимо смотритель кладбища.
Заметив, что искатель плачет, он спросил, не оплакивает ли он какого-либо родственника.
- Нет, не родственника,-ответил искатель.
- Что здесь происходит? Что случилось в этом городе? Почему столько детей похоронено в этом месте? Что за проклятие лежит на этих людях?
Старик улыбнулся и сказал:
- Успокойтесь. Никогого проклятия нет. У нас есть древний обычай. Хотите я расскажу вам о нем... И он начал свой рассказ:
"Когда Юноше исполняется 15 лет, родители дарят ему книжечку. Такую, как у меня. Ее носят на шее. С этого момента каждый раз, переживая что-то очень приятное, открываешь книжечку и записываешь в ней:

СЛЕВА - ЧТО ВЫЗВАЛО НАСЛАЖДЕНИЕ.
СПРАВА - СКОЛЬКО ДЛИЛИСЬ ЭТИ МГНОВЕНИЯ.

Такая вот традиция.
Например, ты познакомился с девушкой и влюбился. Продолжительной ли оказалась радость знакомства? Сколько длилась безумная страсть? Неделю? Две? Три с половиною?
Затем волнение первого поцелуя...это необычное удовольствие. Как его измерить? Полторы минуты? Столько, сколько длиться поцелуй? Или еще добавить переживания, связанные с ним, его послевкусие. Два дня? Неделю?
Потом - рождение первого ребенка...
А свадьба друзей?
А долгожданное путешествие?
А встреча с братом, который вернулся из далекой страны?
Сколько было отпущено наслаждений?
Часы? Дни?

И так мы отмечаем в книжечке каждый момент радости... Каждое мгновение.
У нас так заведено:
Когда кто-то умирает,
нужно открыть книжечку
и сложить время наслаждения,
чтобы записать его на могиле.
Потому-что для нас только это и есть действительно ПРОЖИТАЯ ЖИЗНЬ".

Жил-был на свете большой красивый камень. Протекавший мимо ручей до блеска отполировал его бока, которые так и сверкали на солнце. Но со временем ручей высох, а камень продолжал лежать на пригорке. Вокруг него было раздолье для высоких трав и ярких полевых цветов.
Сверху камню хорошо была видна пробегавшая внизу мощеная дорога, по обочине которой были свалены в кучу голыши и булыжники.

Оставшись в одиночестве без привычного журчания веселого ручья, камень все чаще стал с тоской поглядывать вниз на дорогу, где всегда царило оживление. Однажды ему сделалось так грустно, что он не выдержал и воскликнул:
- Не век же мне вековать одному! Что проку от трав и цветов? Куда разумнее жить бок о бок с моими собратьями на проезжей дороге, где жизнь бьет ключом.
Сказав это, он сдвинулся с насиженного места и стремглав покатился вниз, пока не очутился на дороге среди таких же, как он, камней.

Кто только не проходил и не проезжал по дороге! И колеса повозок с железными ободьями, и копыта лошадей, коров, овец, коз, и щегольские сапоги с ботфортами, и подбитые гвоздями крепкие крестьянские башмаки.
Камень оказался в дорожной толчее, где его грубо отшвыривали в сторону, топтали, крошили, обдавали потоками грязи, а порою он бывал выпачкан по уши коровьим пометом.
Куда девалась его былая красота! Теперь он с грустью посматривал вверх, на пригорок, где когда-то мирно лежал среди благоухающих цветов и разнотравья. Ему ничего более не оставалось, как тщетно мечтать о возврате утраченного спокойствия. Не зря говорят: "Что имеем - не храним, потерявши - плачем".

0

23

Хозяин выбора

Суфийская причта

Повстречались как-то на дороге трое молодых людей, направлявшихся к суфийскому мастеру Килиди, потому что прослышали о его великой святости и чудесах. Путешествуя вместе, они делились друг с другом тем, что им было известно о Пути и трудностях на нём.
— Исключительно важна искренность по отношению к учителю, — сказал первый юноша, — и, если меня примут в ученики, я сконцентрируюсь на том, чтобы избавиться от моего мелкого эгоизма.
— Искренность, — сказал второй, — конечно, означает полное подчинение, даже когда провоцируется сопротивление, и я, определённо, буду этого придерживаться. Но подчинение означает также отказ от лицемерия — внутреннего желания не подчиняться — и включает щедрость без гордости. Вот это я и попытаюсь практиковать.
— Искренность, устранение мелкого эгоизма, подчинение, отказ от лицемерия, щедрость, — сказал третий, — конечно необходимы. Но я слышал, что если ученик пытается насаждать всё это поверх своего неизмененного «я», оно становится механическим, ролевым, даже скрывая нежелательные черты, которые ждут, чтобы проявиться. Настоящий ученик — это, несомненно, тот, кто делает не просто противоположное тому, что, как он чувствует, является плохим, но и не носит одежды «добродетели». Говорят, что искателем Истины является хозяин выбора: делать добро или делать то, что должно быть сделано.
Наконец они добрались до дома суфия, и им было позволено посещать некоторые его лекции и принимать участие в различных духовно укрепляющих упражнениях.
Однажды суфий сказал им:
— Дома ли мы, в пути ли — все мы всегда в путешествии. Но чтобы проиллюстрировать это, я дам вам возможность, в воспринимаемой форме, принять участие в такой экспедиции и пронаблюдать.
И они отправились в путь. Через некоторое время первый ученик сказал суфию:
— Путешествие — это, безусловно, хорошо, однако, я склонен к служению, суфийской стоянке, на которой можно достичь понимания, работая для других и для Истины.
Суфий ответил:
— Не хотелось бы тебе, в таком случае поселиться здесь, на пересечении дорог, и служить людям до тех пор, пока я не призову тебя к дальнейшей учебе?
Юноша был доволен возможностью выполнять задание, выбранное по своему вкусу, и его оставили там служить нуждам проходящих путников.
Некоторое время спустя второй ученик сказал суфию:
— Я жажду вырваться из самоцентрированности, чтобы моё командующее я стало способным практиковать искренность. Я хочу остановиться в этой деревне и объяснить мотивы того уважения, что питаю к Вам и к Пути, местным жителям, которые, очевидно, представления об этом не имеют.
— Если таково твоё желание, то я даю своё согласие, — сказал суфий.
Оставив там второго ученика в восторге от такого решения, суфий и третий ученик пошли дальше.
Через несколько дней пути они встретили людей, которые никак не могли решить, кому какой участок земли обрабатывать. Юноша сказал суфию:
— Как странно, люди не видят, что, работая вместе, они могли бы добиться значительно большего. Они бы процветали, если бы объединили свои ресурсы и труд.
— Что ж, — сказал суфий, — теперь ты видишь, что здесь хозяин выбора — ты. Ты видишь альтернативу, а другие — нет, и ты можешь выбрать: сказать им об этом или пройти мимо.
— Я ничего не хочу им говорить, — сказал юноша, — ибо, скорее всего, они не прислушаются к моим словам и, вероятнее всего, обратятся против меня. Поэтому ничего не будет достигнуто, а я лишь отклонюсь от своей цели на Пути.
— Хорошо, — сказал суфий, — вмешаюсь я.
Он направился к этим людям и, известным только ему способом, заставил их отказаться от земли в его пользу. Они с учеником поселились там. По прошествии нескольких лет, когда он научил крестьян трудиться сообща, суфий вернул им землю и её дары, а сам вместе с учеником продолжил прерванное путешествие.
Они отправились в обратный путь и пришли в то место, где оставили второго ученика, но он не узнал их. За годы работы на земле под палящим солнцем их внешний вид изменился, даже говорили они теперь, после долгого общения с крестьянами, несколько по-другому. Поэтому для второго ученика они были просто двумя крестьянами.
Суфий подошёл к нему и попросил рассказать что-нибудь о суфийском учителе, который оставил его здесь несколько лет назад.
— Не говорите мне о нём, — сказал бывший ученик, — он оставил меня здесь создавать ему репутацию, дав понять, что вернётся за мной, и будет учить дальше, но прошло уже столько лет, а от него — ни слова.
Как только он произнёс эту фразу, по какой-то причине, возникшей в далеких Сферах, к ним подошли несколько жителей деревни и схватили его. Путешественники спросили главного из них, в чём дело.
— Этот человек, — ответил тот, — пришёл сюда и проповедовал о неком великом духовном человеке — своём учителе. Мы приняли его, и он стал богатым и уважаемым в нашей деревне. Но пять минут назад мы решили, что он — лжец и мошенник и его надо убить.
И как путешественники ни пытались, им ничего не удалось сделать, и крестьяне утащили бывшего ученика с собой.
— Видишь? — сказал суфий. — Я пытался защитить его, но здесь я не хозяин выбора.
Они продолжили путь, пока не пришли к тому месту, где на пересечении дорог сидел первый ученик. Он также не узнал их. Подойдя к нему, суфий спросил, где можно попить воды. Ученик ответил:
— Вы, путешественники, полностью лишили меня всех иллюзий. Я здесь в течение уже нескольких лет пытаюсь помогать людям, а, в результате, меня обманули. Люди не стоят того, чтобы им служить. Даже мой мастер, оставивший меня здесь более трёх лет тому назад, не готов служить мне: он не возвращается, чтобы дать мне учения, на которые, уж конечно, все люди имеют право...
Не успел он закончить эту фразу, как появилась группа солдат и забрала его для подневольного труда.
— Мы думали, что ты всего лишь бедный аскет, — сказал капитан, — но, остановившись понаблюдать за тобой, заметили по агрессивной атмосфере вокруг тебя и твоим грубым движениям, что ты достаточно силён, чтобы работать на пользу государства.
Несмотря на то, что суфий с учеником пытались разубедить их, они увели первого ученика с собой.
— Как видишь, здесь я не хозяин выбора, — сказал суфий третьему ученику.
Так Килиди показал этому единственному оставшемуся с ним ученику, который обладал терпением для понимания, что понимание событий и их действия взаимосвязаны, и что прогресс человека в равной степени определяется как его собственным поведением, внешним и внутренним, так и действиями других людей. Он спросил ученика:
— Если бы тебя спросили, чему ты научился, что бы ты ответил?
Молодой человек сказал:
— Люди видят вещи изолированными, воображая, что если они делают то, что хотят делать, то несомненно добьются того, чего хотят. Далее, их добрые дела приносят свои плоды, и их дурные дела приносят свои плоды, и никто не может отвратить приход этого урожая. И я выучил, что на этом пути всё переплетено: люди, места, события и действия. Наконец, я выучил, что хотя дурные мысли и поступки могут лишить надежды на прогресс, есть всё же Божественная милость, ибо не было ли мне самому позволено продолжить учёбу, несмотря на мой отказ сделать выбор, когда я был его хозяином?
В этот момент внезапно раздался громкий звук, и третий ученик постиг истину Великого Понимания; во время этого события исчез суфийский учитель Килиди, и больше его никогда не видели. Ученик отправился к дому своего учителя, где в ожидании мастера пребывало большое число дервишей. Войдя в дом, он положил молитвенный коврик учителя на его кресло. Дервиши, наблюдавшие за тем, как он вошел, подняли при этом действии великий приветственный шум, а их старший подошёл к третьему ученику.
— Мастер, — сказал он, — мы ждали здесь, связав себя тайной клятвой, более трёх лет, с тех пор как великий шейх Килиди покинул нас, сказав, что возвращается на Небеса, а его наследником станет тот, кто придет с его молитвенным ковриком.
Лицо этого дервиша скрывал конец тюрбана. В тот момент, когда дервиш, готовясь продолжить свой собственный путь, передавал полномочия третьему ученику, теперь уже мастеру, конец его тюрбана на мгновение сдвинулся в сторону, и новый суфийский учитель увидел перед собой улыбающееся лицо Килиди.

0

24

Как заставить слушать себя

Суфийская причта

Один дервиш, наставляя ученика, говорил: «Есть только один путь заставить людей слушать себя. Ты должен знать то, что говоришь, и ты должен должным образом вести себя по отношению к людям, с которыми говоришь...»
Ученик, раздражённый тем, как долго старец передавал свою мудрость встал, и, не дослушав, отправился по своим делам.
Несколько лет он изучал искусство разбираться в том, что говорит, и культивировал в себе поведение хорошего человека. Люди стали уважать его, и немногие покидали его общество, не отметив, что он обладал чистым сердцем.
Однажды юноша прибыл в город, где собирался держать речь.
Его лекция закончилась скандалом, и больше никто не приходил к нему. Он вернулся за разъясненьями к своему учителю, которому было уже за сто.
— А, ты человек, не дождавшийся конца учения. Видишь ли, люди хотят учиться у святого, и если им нужен настоящий человек, они не станут слушать того, кто просто похож на святого. Учитель характеризуется не тем, как он выглядит, а тем, какой эффект он производит.

0

25

Барбари и имитатор

Суфийская причта

Дервиш Барбари под видом ученика регулярно посещал еженедельные собрания некоего лжесуфия, который воображал, что учит истинному Пути. Каждый раз, когда дервиш появлялся на собрании, он задавал мнимому суфию нелепый вопрос. После того, как дервиш поддел его несколько сот раз, лжеучитель закричал на Барбари:
— Ты приходишь сюда в течение двенадцати лет и все твои абсурдные вопросы — только варианты того, который ты только что задал!
— Да, я знаю, — сказал Барбари, — но удовольствие, которое я получаю, видя вас столь раздражённым, — единственный мой недостаток.

0

26

Апельсин

Историческая притча

История о первой встрече ламы Калу Ринпоче с дзэнским мастером Сеунгом Саном.
Вошли два монаха в монашеских платьях — бордово-жёлтое у тибетца и строгое серо-чёрное у корейца, за ними следовала лысая свита монахов помоложе и переводчики. Тибетский лама сел неподвижно, одной рукой перебирая деревянные чётки и непрерывно бормоча «Ом мани пеме хунг» в такт дыханию.
Дзэнский мастер, славившийся своими методами забрасывания учеников вопросами до тех пор, пока они не вынуждены будут признать своё неведение, и затем оравший на них: «Ты не знаешь ум!», пошарил в глубине своей робы и извлёк оттуда апельсин.
— Что это? — требовательно спросил он у ламы. — Что это такое?
Это было типичным вступлением, и он был готов сразу наехать на любой ответ.
Тибетец сидел, тихо мусоля свои чётки, и ничего не отвечал.
— Что это? — настаивал мастер Дзэна, держа апельсин перед носом тибетца.
Калу Ринпоче очень медленно наклонился к тибетскому монаху, сидящему рядом в качестве переводчика, и они перешептывались несколько минут. Наконец переводчик огласил:
— Ринпоче говорит: «Что с ним такое? У них там что, нет апельсинов?»

0

27

Старая дева и плотник

Притча в изложении Ошо

Твои жизненные проблемы можно свести в самой их основе к твоим сексуальным проблемам. Можешь продолжать решать другие проблемы, но никогда не сможешь их решить, потому что это не настоящие проблемы. Но если ты решишь сексуальную проблему, все остальные исчезнут, потому что ты решил основную. Но ты боишься даже смотреть на неё. Но это просто, если ты можешь отложить в сторону свою обусловленность.

Разочарованная старая дева была бичом полиции. Она непрерывно звонила и говорила, что у неё под кроватью прячется мужчина. В конце концов, её послали в психбольницу, где ей прописали последние лекарства, и через несколько недель доктор пришёл с ней побеседовать и решить, достигнуто ли излечение.
— Мисс Растифан, — сказал доктор, — видите ли вы мужчину под кроватью, как и раньше?
— Нет, не как раньше, — сказала она. Но как только доктор приготовился её выписать, она добавила:
— Теперь я вижу двух.
Доктор объявил консилиуму, на что жалуется эта женщина, и что только одно средство может исцелить её болезнь, которая называется «злостная девственность», и предложил устроить её в спальне с Большим Даном, плотником больницы.
Большого Дана привели, объяснили, на что жалуется эта женщина, и сказали, что его запрут с ней на час. Он сказал, что ему не потребуется столько времени, и вся группа столпилась у дверей в тревожном ожидании. Они услышали:
— Нет, нет, перестань, Дан. Моя мать тебе бы этого никогда не простила!
— Замолчи, это нужно сделать рано или поздно. Это нужно было сделать много лет назад!
— Тогда примени силу, грубиян!
— Это всего лишь то, что должен был сделать твой муж, если бы он у тебя был.
Вне себя от нетерпения медики ввалились в комнату.
… Он отпилил ножки у кровати.

Иногда лекарство очень просто. А ты продолжаешь делать тысячу и одну вещь… И этот плотник нашёл правильный выход — просто отпилил ножки у кровати, и всё было кончено! Где теперь спрятаться мужчине?
Секс — это коренная причина почти всех твоих проблем. Это неизбежно, из-за тысяч лет отравления. Нужно великое очищение. Предъяви вновь права на свою свободу. Воспользуйся своим правом любить. Обрети вновь свою свободу быть, и жизнь больше не будет проблемой.

0

28

Надежда

Притча в изложении Ошо

Не погибни в ловушке надежды, не увлекайся идеей, что помощь приходит извне. Кто-то другой не собирается удовлетворять твои надежды. Свершение внутри тебя.

Эта притча об охотнике, который заблудился в джунглях. За три дня он не встретил никого, чтобы спросить дорогу, и, он всё больше впадал в отчаяние — три дня без пищи, три дня постоянный страх диких животных. Три дня он не мог спать, он сидел на дереве, боясь, что кто-нибудь нападёт на него. Там были змеи, львы и другие дикие животные. На четвертый день рано утром он увидел человека, сидящего под деревом. Можете представить его радость. Он подпрыгивал, обнимал этого человека и кричал:
— Какая радость!
И тот человек обнимал его, и оба были счастливы. Потом они спросили друг друга:
— Почему ты в таком экстазе?
Первый сказал:
— Я заблудился и надеялся встретить кого-нибудь.
— Я тоже заблудился и надеюсь встретить кого-нибудь. Но если мы оба заблудились, наша радость ни к чему. Теперь мы заблудились вместе! — ответил второй.

0

29

Султан Махмуд и камень

Суфийская причта

Однажды великий султан Махмуд был на улицах Газны — своей столицы. Он увидел бедного носильщика, изнемогающего под тяжестью огромного камня, который тащил на спине, и, сочувствуя несчастному, султан в порыве благородных чувств, воскликнул:
— Брось камень, носильщик!
Носильщик сразу же послушался. И камень лежал там несколько лет, мешая прохожим. Наконец горожане обратились к правителю, умоляя его дать указ убрать камень с дороги. Но Махмуд, руководствуясь государственной мудростью, ответил им так: «То, что было сделано однажды по приказу, нельзя отменить равноценным приказом, ибо люди не должны думать, что королевские указы продиктованы случайной прихотью. Камень останется на прежнем месте».
Камень продолжал лежать там, где он однажды был брошен, и после смерти Махмуда из уважения к королевским указам его не убрали.
Эта история всем была хорошо известна, и каждый человек, в соответствии со своими способностями и пониманием, видел в ней одно из трёх значений.
Противники монархии считали, что этот случай лишний раз доказывает, до какой глупости может дойти авторитет, пытающийся утвердить себя.
Люди, преклоняющиеся перед силой, относились с великим почтением ко всем указам, даже самым нелепым и, понятно, не особенно утруждали себя размышлением и в этом случае.
Но те, кто понимал, какими соображениями на самом деле руководствовался король, не обращали внимания на то, что думают о нём невнимательные. Ибо приказав носильщику бросить камень в таком месте, где он всем будет мешать, и затем во всеуслышание объяснив, почему камень должен остаться на прежнем месте, Махмуд показывал людям, способным понять его, что они должны подчиняться переходящей власти, но в то же время осознавать, что те, кто руководит, опираясь на неизменные догмы, не могут принести людям большой пользы.
Поэтому те, кто усвоил этот урок, увеличили ряды искателей истины, а многие таким путём пришли к истине.

0

30

Вечеринка

Притча в изложении Ошо

Посреди дороги мы вдруг сталкиваемся друг с другом, не зная, кто такие мы сами, не зная, кто такой другой человек. Два незнакомца на дороге, которым одиноко, берутся за руки и думают, что любят друг друга. Они, безусловно, нуждаются друг в друге, но как узнать точно, есть ли в этом любовь?

Одна женщина поздно ночью приехала в небольшой городок Среднего Запада, и в гостинице не оказалось свободной комнаты.
— Сожалею, — сказал клерк, — но последняя комната, которая у нас была, только что была занята одним итальянцем.
— Какой номер? — спросила женщина в отчаянии. — Может быть, я смогу с ним как-то договориться.
Клерк сказал ей номер комнаты. Женщина поднялась наверх и постучала в двери. Итальянец впустил её.
— Послушайте, мистер, — сказала она, — я не знаю вас, и вы не знаете меня, но мне отчаянно нужно какое-то место, чтобы переночевать. Я вам ничем не побеспокою, обещаю, если вы только позволите мне воспользоваться этой небольшой кушеткой.
Итальянец подумал минуту и сказал:
— Ладно.
Женщина свернулась на кушетке, а итальянец вернулся в свою кровать. Но на кушетке было очень неудобно, и через несколько минут женщина на цыпочках подошла к кровати и похлопала итальянца по руке.
— Послушайте, мистер, — сказала она, я не знаю вас, и вы не знаете меня, но на этой кушетке спать невозможно. Нельзя ли мне спать здесь, на краешке кровати?
— Ладно, — сказал итальянец, — воспользуйтесь краем кровати.
Женщина легла на кровать, но через несколько минут ей стало очень холодно. Снова она похлопала итальянца по руке.
— Послушайте, мистер, — сказала она, я не знаю вас, и вы не знаете меня, но мне здесь очень холодно. Нельзя ли мне укрыться вашим одеялом?
— Ладно, — сказал итальянец, — укройтесь.
Женщина забралась под одеяло, но близость мужского тела взволновала её, и она почувствовала некоторое возбуждение. Снова она похлопала итальянца:
— Послушайте, мистер, — сказала она, я не знаю вас, и вы не знаете меня, но как насчёт небольшой вечеринки?
В раздражении итальянец вскочил с кровати.
— Послушайте, дама, — завопил он. — Я не знаю вас, вы не знаете меня. Кого, чёрт возьми, мы пригласим на вечеринку среди ночи?

Но именно это происходит: «Ты меня не знаешь, я тебя не знаю». Это просто случайность. Есть потребности; людям одиноко, им нужен кто-то, чтобы заполнить это одиночество. Они называют это любовью. Они изображают любовь, потому что это единственный способ подманить другого. Другой тоже называет это любовью, потому что это единственный способ подманить тебя. Но кто знает, любовь ли это или нет? Фактически, любовь — это только игра.

0

31

Излечение сумасшедшего

Суфийская причта

Рассказывают, что однажды, давным-давно, в какой-то далёкой стране, сошёл с ума принц. Король был вне себя от отчаяния: принц — его единственный сын, единственный наследник королевства! Были призваны все волшебники, колдуны, были созваны лекари, было сделано всё возможное, но все это было напрасно. Никто не мог помочь молодому принцу, тот оставался безумен.
В день, когда он сошел с ума, он сбросил с себя всю одежду и, оставшись голым, залез под большой стол и заявил, что будет теперь жить там. Он считал, что он стал петухом. В конце концов, королю пришлось смириться с тем фактом, что принца вылечить не удастся, что он безумен, и ничего с этим не поделать; все специалисты потерпели поражение.
Но в один прекрасный день надежда возродилась вновь. Мудрец — суфий, мистик — постучался в дворцовые двери и предложил: «Давайте, я вылечу вашего принца». Король заподозрил неладное, потому что этот человек и сам смахивал на безумца, пожалуй, даже ещё безумнее принца. Но мистик заявил:
— Только я могу вылечить его. Чтобы излечить сумасшедшего, нужен ещё больший сумасшедший. А все эти ваши великие деятели, эти ваши маги, ваши светила медицины, — все они потерпели неудачу, потому что им неведомы азы сумасшествия. Они никогда не вставали на этот путь.
Это показалось логичным, и король подумал: «Хуже уже не будет, так чего ж не попытаться?» Итак, мудрецу предоставили такую возможность. В тот же момент, как король произнёс: «Ладно, попробуй», — этот мистик скинул свою одежду, запрыгнул под стол и кукарекнул петухом. Принц удивился и спросил:
— Ты кто? И что это ты кукарекаешь?
— Я петух, и, кстати, поопытнее тебя, — ответил старец. — Ты — ничто, ты всего лишь новичок, в лучшем случае — ученик.
— Ну, тогда то, что ты петух — это нормально, но выглядишь ты, как человек, — сказал принц.
Старец заметил:
— Не обращай внимания на внешность, посмотри на мой дух, загляни мне в душу. Я такой же петух, как и ты.
Они подружились. Они поклялись всегда жить вместе и всегда противостоять всему этому миру, недолюбливающему петухов. Прошло несколько дней. Однажды старец внезапно стал одеваться. Он надел рубаху.
— Что ты делаешь, — поразился принц. — Ты что, спятил: петух пытается надеть человечье платье?
Старец возразил:
— Я намерен всего лишь обмануть этих дураков, называющих себя человеческими существами. И запомни: одет я или нет, это ничего не меняет. Моя петушиность всегда при мне, никто не в силах этого изменить. Ты что, думаешь, что, одевшись человеком, я изменюсь?
Принцу пришлось согласиться. Еще через несколько дней старец убедил принца тоже одеться, потому что наступала зима и становилось холодно. Затем, в другой раз, он вдруг потребовал пищу из дворца. Принц насторожился и воскликнул:
— Несчастный, что ты делаешь? Не собираешься ли ты есть наподобие этих человеческих существ, так же как они? Мы — петухи, и мы должны есть по петушиному.
— Что касается меня, — ответил старец, — то мне всё равно. Ты можешь есть всё, что угодно, и делать всё, что тебе нравится. Ты можешь даже жить как человеческое существо, оставаясь верным своей петушиности.
Так, одно за другим, старец убедил принца вернуться в мир людей. Тот стал абсолютно нормален.

0

32

Сострадание

Буддийская притча

Будда говорил, что не может быть осознанности без сострадания, как и сострадания без осознанности. Сострадание — это внутренняя сторона осознанности.
Став просветлённым, Будда отправился домой. Его отец был в гневе! Всё это время он копил свои эмоции, и вот настал момент выплеснуть их. Он начал оскорблять сына, говоря: «Почему ты пришел сейчас, через 12 лет? Ты был «глубокой раной» для меня. Ты почти убил меня! Я так долго ждал! Ты не был для меня сыном, ты был врагом!»
Это продолжалось долго, Будда молчал, в его глазах была любовь и великое сострадание. «Почему ты молчишь?» — спохватился отец.
Будда сказал:
— Вначале выскажи все то, что ты накопил в себе за 12 лет. Отведи душу! Только тогда ты сможешь понять меня. Я хотел бы сказать тебе одну вещь: ты разговариваешь с кем-то другим, не со мной. Человек, который покинул твой дом много лет тому назад, не вернулся. Он умер! Я совершенно новый человек. Но сначала отведи душу, твои глаза полны гнева, так что ты не можешь даже видеть меня.
Постепенно отец остыл, он вытер слёзы и с интересом стал разглядывать сына. «Да, это другой человек. Конечно, лицо и фигура те же самые, но он не знаком мне, это совершенно новое существо» — думал он про себя. Он сказал:
— Ты изменился. Я хотел бы вкусить то, что ты вкусил. Смерть приближается, я очень стар. Посвяти меня в Тайну! Прости меня за мой гнев. Хорошо, что ты пришёл.

0

33

Умирает старый мудрец и мыслитель, всю жизнь занимавшийся пчеловодством. Собрались его родные, близкие и просят: "О, мудрейший! На пороге смерти яви нам высшую мудрость! Просвети нас, как жить?" И ответил им мудрец: "Дети мои... Все в мире фигня, кроме пчел..." Они стоят, осмысливают великое откровение. Дедушка подумал немного и изрек: "А, в сущности, и пчелы-тоже фигня..."

0

34

Как изменилась вода

Суфийская причта

Однажды Хызыр, учитель Моисея, обратился к человечеству с предостережением.
— Наступит такой день, — сказал он, — когда вся вода в мире, кроме той, что будет специально собрана, исчезнет. Затем на смену ей появится другая вода, и люди сойдут от неё с ума.
Лишь один человек понял смысл этих слов. Он набрал запас воды побольше и спрятал её в надёжном месте. Затем он стал поджидать, когда вода изменится. В предсказанный день все реки иссякли, колодцы высохли, и тот человек, удалившись в своё убежище, стал пить из своих запасов. Но вот прошло какое-то время, и он увидел, что реки возобновили своё течение; и тогда он спустился к другим сынам человеческим и обнаружил, что они говорят и думают совсем не так, как прежде, что с ними произошло то, о чём их предостерегали, но они не помнят этого. Когда же он попытался с ними заговорить, то понял, что они принимают его за сумасшедшего, выказывая ему враждебность либо сострадание, но никак не понимание. Поначалу он не притрагивался к новой воде, каждый день возвращаясь к своим запасам. Однако, в конце концов, он решился отныне пить новую воду — потому что выделявшие его среди остальных поведение и мышление сделали его жизнь невыносимо одинокой. Он выпил новой воды и стал таким же, как все. И начисто забыл о своём запасе иной воды. Окружающие же его люди смотрели на него как на сумасшедшего, который чудесным образом излечился от своего безумия.

0

35

Знаменитая прогулка сэра Гальтона

Историческая притча

Однажды сэр Френсис Гальтон (1822-1911) решился на своеобразный эксперимент.
Прежде чем отправиться на свою ежедневную прогулку по улицам Лондона, он внушил себе: «Я — отвратительный человек, которого в Англии ненавидят все!» После того как он несколько минут концентрировался на этом убеждении, он отправился, как обычно, на прогулку. Впрочем, это только казалось, что все шло как обычно. В действительности произошло следующее. На каждом шагу сэр Френсис ловил на себе презрительные и брезгливые взгляды прохожих. Многие отворачивались от него, и несколько раз в его адрес прозвучала грубая брань. В порту один из грузчиков, когда Гальтон проходил мимо него, так саданул ученого локтем, что тот плюхнулся в грязь. Казалось, враждебное отношение передалось даже животным. Когда он проходил мимо запряжённого жеребца, тот лягнул Гальтона в бедро так, что он опять повалился на землю. Гальтон пытался вызвать сочувствие у очевидцев, но, к своему изумлению, услышал, что люди принялись защищать животное.
Благоразумный сэр Френсис поспешил домой, не дожидаясь, пока его мысленный эксперимент приведёт к более серьезным последствиям.

0

36

Святой и змея

Индийская притча

На одном поле, где маленькие пастухи пасли скот, жила страшная и ядовитая змея. Однажды святой отшельник проходил мимо. Дети подбежали к нему и закричали:
— Святой отец, не проходи здесь, берегись змеи!
— Дети мои, — сказал святой старец, — я не боюсь вашей змеи. Я знаю такие молитвы, которые защищают от всякого зла.
Сказав это, он продолжил свой путь. Змея, видя, как приближается какой-то человек, подняла голову. Святой отец прошептал заклинание, и змея упала к его ногам.
— Почему же ты живёшь, причиняя зло другим? — спросил святой отец. — Я назову тебе священное имя Господа, и ты будешь повторять его и научишься любить Бога. В конце концов, ты увидишь Его, желание делать зло покинет тебя.
Прошли дни, маленькие пастухи заметили, что змея перестала жалить, они бросали в неё камни. Один мальчик схватил змею за хвост и стал вертеть её над головой, потом несколько раз ударил головой о камни. Змея потеряла много крови, её оставили, думая, что она мертва. Ночью она пришла в себя и тихо-тихо приползла в свою нору. Она старалась жить кое-как, питаясь листьями и разными сухими травами.
Однажды по этой местности опять проходил тот же святой отец. Он озирался по сторонам, искал змею. Дети сказали ему, что её больше нет в живых, но он знал, что смерть для неё невозможна до разрешения проблемы жизни, то есть до лицезрения Бога.
Змея выползла из своей норы и поведала отшельнику, что с ней случилось. На что святой отец воскликнул:
— Какие глупости! Нужно быть идиотом, чтобы не знать, как помешать своим врагам так обращаться с собою. Я запретил тебе только кусать какую-либо тварь, но почему же ты не зашипела на тех, кто хотел тебя убить, чтобы напугать их?

0

37

Своенравная царевна

Суфийская причта

Некогда жил-был один султан. Всё, чему его научили с детства и во что он верил, было для него несомненной истиной. Но сам он был ограниченным и недалёким человеком, хотя во многом был справедлив.
У него было три дочери.
Однажды он призвал их к себе и сказал:
— Всё, чем я владею, принадлежит или будет принадлежать вам. От меня вы получили жизнь. Только от меня зависит ваше будущее, а, значит, и ваша судьба.
Две старшие дочери, полные признательности и доверия к его словам, согласились с ним.
Но третья дочь, самая младшая, сказала:
— Хотя долг обязывает меня повиноваться тебе, всё же не могу поверить в то, что моя судьба всегда должна зависеть от твоей воли.
— Мы проверим это, — сказал султан и тут же приказал заточить девушку в маленькую келью. В своей тюрьме принцесса провела несколько лет, в то время как её послушные сёстры привольно жили и наслаждались богатствами, которые могли бы принадлежать и ей.
Заточив свою дочь, султан сказал себе: «Моя дочь томится в келье по моей воле, а не по своей. Это в полной мере доказывает для всякого здравомыслящего ума, что не от неё, а именно от меня зависит её судьба».
Жители той страны, прослышав о том, что случилось с царевной, говорили друг другу: «Все мы знаем нашего правителя, и ничего дурного за ним не замечали. Раз он обошёлся так со своей собственной дочерью, которая есть его плоть и кровь, значит, она сказала или сделала что-то очень плохое».
Они искренне думали так, потому что не достигли того уровня, чтобы обсуждать притязания султана на абсолютную правоту всегда и во всем.
Время от времени султан навещал свою дочь. Он заставал её каждый раз всё более ослабевшей и измождённой. Но ничто не могло сломить её.
Наконец, султан потерял терпение:
— Твоё упорное непослушание, — сказал он ей однажды, — только раздражает меня и, возможно, ослабит мой авторитет. Я могу убить тебя, но у меня доброе сердце, поэтому я решил изгнать тебя из моего царства в дикую пустыню, где живут только звери и такие же безумцы, как ты, которые не смогли ужиться в нашем разумном обществе. Там ты скоро поймёшь, можешь ли ты существовать без своей семьи, и если сможешь, то предпочтёшь ли этот образ жизни нашему.
Его указ был тут же выполнен, и царевну прогнали из владений султана. Она оказалась на свободе, в дикой местности, в обстановке, ничуть не похожей на ту, к которой привыкла с детства. Но скоро принцесса поняла, что пещера может стать домом, орехи и фрукты, сорванные с дерева, так же вкусны, как поданные на золотых тарелках, что тепло исходит от солнца. Эта местность имела свой собственный климат и жила своей жизнью. Постепенно девушка приспособилась к новым условиям. Воду она брала из ручья, на земле отыскивала овощи, а огонь добывала из тлеющего дерева.
«Здесь, — сказала она себе однажды, — все элементы жизни находятся в гармонии друг с другом, составляют завершённость, которая ни целиком, ни в частностях неподвластна воле моего отца-султана».
И вот однажды заблудившийся путешественник, оказавшийся богатым и предприимчивым человеком, повстречался с царевной. Он полюбил её, увёз в свою страну, и там они поженились. Спустя некоторое время они снова вернулись в ту дикую местность и построили там огромный процветающий город, воплотивший в полной мере их мудрость, находчивость и веру. «Безумцы» и другие изгнанники, населявшие дикую пустыню, многие из тех, кого считали сумасшедшими, смогли существовать в полной гармонии со всем, что их окружало. Слава об этом городе разнеслась по всему свету. Его могущество и красота затмили красоту и могущество государства, которым правил отец царевны. По желанию всех жителей царевна и её муж стали правителями этого нового и идеального царства.
В конце концов, старый султан решил посетить загадочный и чудесный город, возникший в пустыне и населённый, как он слышал, теми, кого он и ему подобные презирали.
Итак, он прибыл в город. Низко склонившись в поклоне, султан приблизился к подножию трона, на котором восседала молодая чета, и, подняв глаза, чтобы увидеть тех, чья справедливость, богатство и понимание превзошли его собственные, услышал тихий голос своей дочери:
— Видишь, отец, каждый человек имеет свою судьбу и возможность выбирать.

0

38

Мужчина в белой шляпе

Суфийская причта

Ним Хаким не был человеком выдающихся способностей. Однажды, когда он проходил мимо какого-то дома, оттуда вышли люди и остановили его. «Пожалуйста, войдите, — сказали ему, — и осмотрите нашу хозяйку, она больна».
— Почему я? — удивился Ним Хаким.
— Давным-давно один мудрый человек предсказал её болезнь и сказал, что излечить её сможет только нечто белого цвета, находящееся на высоте пяти футов над землёй. Когда мы искали такой предмет, то увидели вас в белой шляпе и поняли, что ваш рост как раз — пять футов. Мы, на самом деле, хотим использовать вашу шляпу.
— Странно, — подумал Ним Хаким, но в дом всё-таки вошёл и встал в ногах у больной.
После того, как она немного поглядела на него, ей действительно стало лучше и она даже села на кровати.
— Я — прирождённый доктор, — сказал Ним Хаким самому себе. Он забыл, что был всего лишь инструментом.
Это повлекло за собой череду странных событий.
Он решил, что его нынешняя жизнь, как ученика, просто пустая трата времени — ему надо отправиться в мир и добиться признания. Прежде всего, Ним Хаким пошёл к пекарю и попросил испечь лепешку для путешествия.
Затем он двинулся в путь.
Вскоре он дошёл до места, где о нём никто ничего не слышал. Он заметил, что у местных жителей была одна проблема. Дикий слон регулярно совершал опустошительные набеги на их поля, а людей, попадавшихся на пути, затаптывал насмерть.
— У меня есть средство от всех болезней, — сказал им Ним Хаким и стал ждать появления слона. Почти тут же все услышали, как тот, громко трубя, идёт по улицам столицы.
Все сразу разбежались. Побежал и Ним Хаким, потому что понял — это нечто совсем иное, чем стоять у кровати больной. Однако слон схватил его хоботом, повалил наземь и стал есть хлеб, вывалившийся из сумки.
В то время, как оглушенный Ним Хаким лежал без движения, слон неожиданно стал заваливаться набок и упал. Подождав немного, люди вышли из домов, чтобы посмотреть, что же случилось с их защитником. Они успели увидеть, как слон упал и сдох. Ним Хаким был с триумфом доставлен к королю.
Никто из них не знал, что пекарь, возненавидевший Нима Хакима за его заносчивость и задолжавший ему порядочную сумму денег, решил его отравить и положил в хлеб столько яда, что его хватило даже на слона.
Король, обрадованный счастливым избавлением своего народа, дал Ниму Хакиму новое имя — Ним Мулла. Хаким означает доктор, а Мулла — мастер: ведь то, что сделал Ним, было скорее проявлением мастерства, чем целительства.
— Если вам так нравится, называйте меня мастером, — пренебрежительно сказал Ним, — но я требую, чтобы в качестве награды мне вверили командование всей вашей армией: ведь этот слон постоянно обращал её в бегство.
Частично из-за страха, частично из-за восхищения, частично из-за желания причислить такого человека к своей свите, король присвоил ему полный титул «Маршал Всех Армий, Ним Мулла».
Прошло время, Ним потратил годы, проповедуя свою важность, и вокруг него собрались те, кто знал о его подвиге.
Множество людей пыталось подражать ему, но как они ни смотрели на больных, как ни пытались убивать пробегавших мимо слонов, ничего у них не получалось. «Не оставляйте попыток», — говорил им Ним. Однако неудачи его последователей вкупе с его успехом ещё больше укрепляли веру, что он, в некотором роде, сверхчеловек. Как бы там ни было, но так это представлялось всем заинтересованным, да и другого мнения ни у кого не было — Ним прочно утвердился в своей роли.
Однажды в стране появился тигр-людоед. Регулярно он прокрадывался в какую-нибудь деревню и всегда уходил с жертвой. Наконец, люди обратились к своему герою — Великому Маршалу Ниму с просьбой избавить их от этого тигра.
Во главе огромной, когда-либо виданной населением, армии Ним выступил против тигра. Разведчики вскоре выследили людоеда. Но, лишь заслышав его голос, войско, как водится, разбежалось, оставив своего предводителя наедине с опасностью. В конце концов, говорили они друг другу, он же сверхчеловек, и это его работа — управляться с подобными делами. Ним, увидев тигра своими глазами и испугавшись до смерти, тут же вскарабкался на ближайшее дерево. Тигр сел около дерева и стал ждать. Это была настоящая осада. Каждую ночь Ним дрожал от грозного рычания, и с каждым прошедшим днём у обоих усиливалось чувство голода.
В конце недели тигр зарычал особенно громко, и Нима, ослабевшего от голода и усталости, охватила столь сильная дрожь, что с пояса у него сорвался кинжал. Как раз в этот момент тигр открывал пасть для очередного рыка.
Кинжал попал ему прямо в глотку, убив его наповал. Лишь через некоторое время Ним догадался, что случилось.
— Ясно, что я — особый инструмент Судьбы, и поэтому — величайший из живущих людей, — сказал он себе.
Ним слез с дерева, отрезал тигру уши и вернулся с ними к королю. Его немедленно объявили Величайшим Победителем в государстве.
Вскоре Величайший Победитель получил новости о вторжении в его страну армии соседнего государства. Несмотря на все чудеса, которые защитили его в прошлом, на этот раз Ним был напуган. В ту же ночь он, собрав всё своё золото и серебро, сел на самого быстрого коня, и, пока не взошло солнце, попытался ускакать как можно дальше.
Но когда он проезжал мимо лагеря противника, его конь в темноте оступился. Драгоценные подносы и тарелки с ужасным грохотом полетели на землю. Вражеские солдаты, подумав, что их атаковали, схватились за оружие и бросились в бой. Они храбро сражались друг с другом. Битва была столь ужасна, что в живых никого не осталось.
Разведчики королевской армии нашли Нима за валунами, почти парализованным от страха, и с триумфом отнесли его к королевскому трону.
Больше в его жизни не было никаких напряженных ситуаций, и он спокойно дожил до преклонного возраста. Вот почему вы столь много слышите о Великом Ниме, творившем чудеса и никогда не терпевшем поражений. У каждого народа, знает он это или нет, есть свой Ним, живший в далёком романтическом прошлом под тем или иным именем.

0

39

Философская проблема

Притча в изложении Ошо

Однажды случилось так, что Молла Насреддин шёл один по дороге. Это была пустынная дорога, солнце уже село, и надвигалась темнота. Вдруг он почувствовал страх, так как навстречу двигалась группа людей, и он подумал: «Это, видимо, бандиты, грабители, а здесь никого нет, только я один». С этими мыслями он быстро перепрыгнул через стену, которая была рядом, и обнаружил, что попал на кладбище. Там была только что вырытая могила, так что он забрался в неё, как-то успокоился, закрыл глаза и ждал, что люди пройдут мимо, и он сможет спокойно пойти домой.
Но те люди тоже увидели, что кто-то там был. Молла прыгнул внезапно, они увидели мелькнувшую тень и испугались тоже. В чем дело? Кто-то там прячется или делает что-то плохое? И они все перепрыгнули через стену.
Теперь мулла был уверен, что сделал правильный вывод: они — опасные люди. «Теперь ничего нельзя сделать, я должен притвориться мёртвым». И он притворился. Он перестал дышать, так как нельзя ограбить или убить мертвеца.
Но люди видели, что этот человек прыгнул, поэтому они ещё больше встревожились. Что он делает? И вот они столпились вокруг могилы, заглянули в неё и спросили:
— Что случилось? Что ты делаешь? Почему ты здесь?
Молла открыл глаза, посмотрел на них и уверился, что никакой опасности нет. Он рассмеялся и сказал:
— Итак, есть проблема, очень философская проблема. Вы спрашиваете меня, почему я здесь, а я хотел бы спросить, почему вы здесь. Я здесь из-за вас, а вы здесь из-за меня!

Эта притча про порочный круг: вы вступаете в него, когда начинаете думать о том, какое впечатление вы производите на других. Некоторые так обеспокоены этим, что вообще не могут жить. Каждый интересуется тем, что другие думают о нем, и это так со всеми. Они тревожатся о вас, а вы тревожитесь о них. вы боитесь других, другие боятся вас, и жизнь становится путаницей. Отбросьте эту чепуху, отбросьте этот порочный круг. Прекратите думать о других и о том, что они думают о вас.
Это «о» очень опасно. Из-за него никто не спокоен, никто не дома.
Вашей жизни достаточно, сосредоточьтесь на своей собственной жизни, не будьте озадачены другими. Если вы сможете жить без этой заботы, ваша жизнь расцветет, и тогда другие смогут разделить с вами её аромат.

0

40

Нищий на пиру

Суфийская причта

Нищий в лохмотьях явился во дворец, желая попасть на пир. Его пустили туда лишь из жалости, ведь одет-то он был в рванину. И усадили его в самом конце стола, так что блюда доходили до него уже пустыми.
Тогда он покинул пир и вернулся спустя некоторое время, разодетый в роскошные одежды и увешанный драгоценностями, которые он занял у своего богатого приятеля. На этот раз его сразу провели на почётное место во главе стола и услужливо усадили. Теперь ему подавали еду прежде всех остальных гостей.
— О, что за вкуснейшие яства на этих блюдах! — восклицал бедняк. При этом одну ложку еды он отправлял в рот, а другую вываливал прямо на свои роскошные одежды.
Сидевший рядом с ним богач, глядя на испачканный халат, с брезгливой гримасой спросил:
— Почтенный, зачем вы портите своё прекрасное платье?
— Извините, — со смехом отвечал бедняк, — если платье моё теперь выглядит неопрятно. Но ведь только благодаря этим одеждам меня здесь кормят. Было бы несправедливо не дать им покушать в первую очередь.

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно